Бизнес-омбудсмен считает, что намечающиеся поправки в НК существенно осложнят жизнь бизнесу

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Обсуждение нового законопроекта говорит о том, что став законом, он может нанести существенный урон бизнесу России.

На рассмотрении ГД находится законопроект № 47595-8 «О внесении изменений в часть первую НК РФ». Вероятность того, что инициатива станет законом, довольно высока, поскольку исходит она от правительства РФ. В соответствии с поправками, если они будут приняты, налоговики получат право арестовывать имущество организации и ИП уже «после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки».

В рамках обсуждения законодательной инициативы своё мнение высказал Борис Белобородов, являющийся уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области. Бизнес-омбудсмен придерживается мнения о том, что в законопроекте не учтены конституционные принципы неприкосновенности частной собственности и презумпции добросовестности налогоплательщика. Напротив, документ содержит нормы, противоречащие правам предпринимателей, в силу чего появляются существенные риски.

Предлагаемые законопроектом предварительные обеспечительные меры без оформления акта выездной налоговой проверки противоречат закрепленному в ст. 35 Конституции РФ принципу неприкосновенности частной собственности. Ведь в период принятия налоговиками решения еще не выявлены факты правонарушений. Между тем высшие судебные инстанции многократно обращали внимание на то, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Вызывает тревогу, что решение о проверке отражает мнение одного инспектора. Законопроект предлагает публиковать на сайте ФНС сведения о превентивном аресте имущества и решении о назначении выездной налоговой проверки. Это может привести к серьезным репутационным рискам для налогоплательщика.

Если законопроект пройдёт обсуждение и станет законом, то объём обеспечительных мер будет устанавливать налоговый орган в одностороннем порядке, руководствуясь при этом одними показателями «среднеотраслевой налоговой нагрузки». Однако в НК РФ такое понятие отсутствует. Общие принципы защиты права собственности сводятся к тому, что единственным правомерным путем в ограничении прав собственника является судебное решение. Но этого в законопроекте не предполагается.

Возникает опасность включения административного ресурса, связанного с возможностью заморозки работы предпринимателя на год без всяких для себя последствий. Предлагаемые изменения НК устанавливают, что предварительные обеспечительные меры имеют силу весь период длительности выездной налоговой проверки и оформления её результатов. При этом такая проверка может длиться до девяти месяцев, а урегулирование разногласий занимает ещё два-три года. В течение этого периода предприниматели будут серьёзно ограничены в своих возможностях.

Сделан вывод о том, что предложенный законопроект представляет собой игру в одни ворота, которая делает предпринимателя полностью бесправным. Он не может даже возразить против таких обеспечительных мер. Отмечено, что в ряде регионов уже принято решение не поддерживать данный законопроект.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал