Как оформить вынужденный простой по вине работодателя?

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Простой по вине работодателя не такое уж редкое явление. Особенно остро тема простоя встала весной 2020 года, когда многие предприятия начали издавать приказы о вынужденном простое. При этом внимания вопросу оформления указанного события в трудовом законодательстве практически не уделено. В статье речь пойдет о том, как задокументировать простой и оплатить время рабочим.

Что в ТК РФ понимается под понятием «простой»

Понятие «простой» фигурирует в Трудовом кодексе РФ в ст. 72.2 и 157. И если во второй статье речь идет об оплате в такой ситуации рабочего времени, то в первой есть определение, согласно которому простоем называется временная приостановка работы. Тут же указываются и причины для приостановления деятельности. Их характер может быть:

  • техническим;
  • технологическим;
  • экономическим;
  • организационным.

Временные рамки простоя не указываются. Он может длиться день, неделю или месяц. Получается, что пока работодатель не захочет или не сможет возобновить работу, он вправе продлевать простой. Главное, чтобы все было закреплено официально.

Еще одна важная деталь — по чьей вине была приостановлена работа. Это может быть сделано:

  • по вине работодателя;
  • вине работника;
  • не зависящим от работника и работодателя причинам.

На практике бывает трудно разграничить, образовался ли простой по вине работодателя или из-за не зависящих от работника и работодателя причин.

Например, упал спрос на продукцию, и производство пришлось временно приостановить. Виноват ли работодатель в вынужденном простое? Естественно, что работодатель своей вины не признает, ссылаясь на экономический кризис. Но, с другой стороны, эту ситуацию можно представить как неудачную предпринимательскую деятельность, а значит, работодатель должен отвечать за ее последствия. И если работники будут не согласны с позицией работодателя, то определять наличие его вины придется суду.

Как оформить простой по вине работодателя

Оформление простоя ложится на плечи работодателя. Именно он, согласно нормам ст. 91 ТК РФ, обязан вести учет фактически отработанных часов каждым работником. Для этих целей используются специальные формы. В постановлении Госкомстата «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 05.01.2004 № 1 приводятся формы Т-12 и Т-13, которые используются для табеля учета времени.

Как оформить вынужденный простой по вине работодателя?

Как оформить вынужденный простой по вине работодателя?

Однако с введением новых правил бухгалтерского учета Минфином была опубликована информация от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012, где формы Т-12 и Т-13 отменены как обязательные для предприятий. С 01.01.2013 руководство компаний может самостоятельно утверждать форму для учета отработанного времени.

Для того чтобы пометить в табеле время простоя, необходимо законное основание. Поэтому на предприятии издается отдельный приказ, в котором указываются время простоя по вине работодателя и те работники, которые временно приостанавливают свою трудовую деятельность, а также размер оплаты труда на этот период. В табеле должен проставляться буквенный код «РП» или цифровой — 31.

Если работодатель не инициировал оформление простоя, то этим может озаботиться сам работник. Для этого он должен донести информацию об отсутствии условий для труда своему начальству. Лучше делать это в письменной форме, например в виде докладной.

Как оформить простой в период борьбы с коронавирусной инфекцией

Российский президент 25 марта 2020 года в целях предотвращения эпидемии новой коронавирусной инфекции объявил дни с 30 марта по 3 апреля нерабочими. В следующем обращении он продлил этот период до конца апреля.

Понятно, что многие предприятия, которые продолжают функционировать в данный период, из-за карантинных мер не в состоянии организовать полноценный рабочий процесс, ведь объемы закупок и продаж значительно сократились. Следствием может стать невозможность обеспечивать людей работой.

В подобных условиях можно оформить простой по не зависящим от работодателя и работника причинам. Здесь также необходимо издать приказ с описанием вызвавших данное событие обстоятельств, указанием периода и размера оплаты труда. С приказом работники знакомятся в обязательном порядке под подпись. То же самое касается и приказов, вводящих простой по вине работодателя.

В случае снятия карантинных мер ранее установленного срока работодатель всегда может издать дополнительное распоряжение, согласно которому простой будет отменен.

Отражение в табеле времени простоя по причинам, не зависящим от воли сторон трудового договора, происходит с помощью кода «НП» или 32.

Обратите внимание! Объявление простоя по не зависящим от сторон причинам теми работодателями, для которых указанный период является нерабочим, противоречит президентским указам о сохранении заработной платы в полном объеме. За это может последовать наказание со стороны контролирующих органов.

Какая оплата предусмотрена в случае простоя для работников

Когда в простое виноват работодатель, он обязан на весь период приостановления работы установить размер оплаты труда не менее чем 2/3 от средней зарплаты работника.

Важно! Для расчета средней зарплаты используется не только оклад, но и все полученные работником премии и надбавки.

Когда простой оформляется по не зависящим от сторон причинам, а карантинные меры относятся скорее к этой категории,  работодатель должен выплачивать работнику 2/3 от оклада (тарифной ставки) последнего.

Разница в оплате может оказаться достаточно существенной, поэтому работник должен сам отслеживать этот момент, если хочет защитить свои права. Также он должен быть готов к тому, что придется их отстаивать, возможно, даже в суде.

Обратите внимание! То, что в ТК РФ говорится о 2/3, еще не значит, что работодатель не может увеличить выплаты. 2/3 средней зарплаты или оклада — это минимум.

Чем должен заниматься работник во время простоя

Если на предприятии объявлен в соответствии со всеми требованиями ТК РФ вынужденный простой по вине работодателя, то перед работником встает вопрос: а надо ли ходить на работу? Этот момент должен быть урегулирован между работниками и работодателем еще в самом начале. Если работодатель разрешает не посещать рабочие места, то это должно быть отображено в приказе. Иначе отсутствие работника на рабочем месте может рассматриваться как прогул. Главное, чтобы простой по вине работодателя не перерос в вынужденный отпуск, когда сотрудники распускаются по домам. Обычно перед этим сотрудника просят написать заявление на отгул или отпуск за свой счет. Опять же работник и в этом случае должен проявить внимательность и отстаивать свою гражданскую позицию.

Во время простоя по вине работодателя работнику могут предложить перевестись на другую должность — правда, для этого в компании должны быть открытые вакансии. Если сотрудник согласен, то временный перевод можно оформить на срок до года. Без согласия работника его можно переводить в случае простоя на другую работу на срок не больше месяца. А вот если на замену имеется только работа, требующая более низкой квалификации, то даже на этот месяц понадобится согласие работника.

Если перевод все же состоялся, то зарплата выплачивается согласно условиям новой должности, но она не может быть меньше среднего заработка на прежней работе.

При простое в условиях так называемой самоизоляции работники, скорее всего, не будут посещать территорию работодателя. Ведь в данный период большая часть населения страны должна сократить до минимума выходы на улицу (кроме как до магазина, аптеки и помощи старшим родственникам), в т. ч. И поездки на работу. Однако, несмотря на это, в приказе о простое всё же лучше зафиксировать отсутствие работников на своих местах на весь период карантина.

***

Оформлением простоя и по вине работодателя, и по не зависящим от сторон причинам занимается лицо, ответственное за ведение кадровой работы. Если же компания маленькая, то чаще всего этим занимаются в бухгалтерии.

Четких требований к форме издаваемого в таких случаях приказа в трудовом законодательстве нет. Рекомендуется не просто объявить временное приостановление трудовой деятельности, а подробно расписать все обстоятельства простоя: дату начала, период, на который планируется приостановить деятельность, перечислить лиц, к которым приказ относится, и озвучить их зарплату на срок простоя. С таким приказом сотрудники знакомятся под подпись.

Источники:
  • ТК РФ
  • Информация Минфина России № ПЗ-10/2012
  • Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»
  • Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал