Рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда
Обязанность проведения комплекса мероприятий по специальной оценке рабочих мест устанавливается ч. 1 ст. 3 закона № 426-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2014 (за исключением нормы о государственной системе учета результатов проведения данной процедуры, действующей с 2016 года). По смыслу ст. 3 указанного закона мероприятия, связанные с осуществлением специальной оценки, необходимы в отношении большинства рабочих мест. Исключение, согласно ч. 3 той же нормы, составляют лишь рабочие места специалистов, осуществляющих свою работу удаленно или нанятых физическими лицами, не имеющими статуса ИП.
Кроме того, существует довольно большой перечень рабочих мест, требующих проведения специальной оценки с учетом ряда особенностей, устанавливаемых ведомственными органами федеральной власти.
Рабочие места, которые подлежат СОУТ с учетом индивидуальных особенностей
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 утвержден перечень рабочих мест, которые должны подвергаться СОУТ с учетом особенностей, предусмотренных подзаконными актами Минтруда. Первоначально данный список включал 15 категорий, некоторые из которых позднее были исключены.
В настоящее время к таковым рабочим местам относятся:
- рыбопромысловые, морские и речные суда;
- авиатранспорт невоенного назначения;
- места исполнения трудовой функции некоторыми категориями работников скорой медпомощи, оказывающих медицинские услуги вне места нахождения организации;
- реанимации, операционные, палаты интенсивной терапии;
- медицинские кабинеты с установленными рентгеновскими, флюорографическими и другими аппаратами (конкретный перечень аппаратуры утвержден приказом Минтруда от 24.04.2015 № 250н);
- рабочие места спортсменов (лиц, на профессиональной основе тренирующихся и участвующих в спортивных соревнованиях);
- сцены, концертные площадки, студии и т. д., где осуществляют свою деятельность служащие творческих профессий (в том числе те, работа которых связана с публичными выступлениями в развлекательных и культурных учреждениях);
- места работы водолазов;
- рабочие места, предполагающие подземные работы;
- места исполнения кессорных работ;
- рабочие места на объектах, связанных с источниками ионизирующего излучения, а также радиационно или ядерно опасных;
- городской наземный транспорт общего пользования, осуществляющий перевозку пассажиров;
- рабочие места с повышенным давлением воздушной или газовой среды;
- некоторые рабочие места медработников, оказывающих психиатрическую связанную с ней медицинскую помощь.
Специальную оценку условий труда проводить в отношении приведенных рабочих мест надлежит с учетом приказов Минтруда, устанавливающих особенности данной процедуры в отношении рабочих мест представителей определенной группы профессий или должностей соответствующего перечня, приведенного в постановлении Правительства РФ № 290.
Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, образец оформления
Непосредственному проведению специальной оценки предшествует ряд подготовительных мероприятий, включающий в том числе формирование (с последующим утверждением внутренним правовым актом) перечня рабочих мест, на которых должна быть проведена СОУТ специально созданной комиссией. Данная обязанность работодателя установлена ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ.
В отличие от ранее существовавшей процедуры аттестации рабочих мест, для которой подзаконным актом Минздравсоцразвития была утверждена специальная форма по формированию аналогичного перечня, в отношении СОУТ ничего подобного не утверждено, поэтому аналогичный документ здесь может быть составлен в произвольном виде. Законом предусматривается лишь обязательное указание рабочего места, а также аналогичных ему.
Практика формирования подобных списков, включая формирование данных списков для включения в конкурсную или аукционную документацию для размещения государственного заказа на осуществление данной процедуры, показывает, что они обычно имеют простейшие формы. В большинстве случаев такой перечень утверждается внутренним правовым актом (распоряжением или приказом) и содержит:
- наименование структурного подразделения организации;
- полное наименование должности;
- число работников, трудящихся в данной должности;
- количество рабочих мест, подлежащих СОУТ;
- указание рабочих мест, подпадающих под категорию аналогичных;
- итоговые цифры по каждому разделу.
При этом по смыслу рассматриваемой нормы неважно, в какой форме будет выполнен данный документ (в виде таблицы, текста или т. п.). Комиссия и руководство вольны сами решать, как будет выглядеть утверждаемый перечень (образец его вы можете увидеть на нашем сайте).
Особенности проведения СОУТ на аналогичных рабочих местах
Согласно ч. 6 ст. 9 закона 426-ФЗ, рабочие места считаются аналогичными, если они:
- расположены в одном (либо разных, но однотипных) производственных помещениях;
- имеют идентичную систему вентилирования и очистки воздуха;
- одинаковым образом отапливаются и освещаются;
- созданы для работников одной и той же профессии, должности и специальности;
- предполагают выполнение работ, характеризующихся одинаковой продолжительностью и иными условиями рабочего дня;
- предполагают выполнение работ с использованием идентичного оборудования и/или инструментов;
- предполагают применение специалистами однотипных средств защиты.
Закон предполагает проведение СОУТ в отношении аналогичных рабочих мест по особым правилам, установленным ст. 16 закона № 426-ФЗ. К их числу относятся:
- проведение СОУТ только на 20% (причем как минимум на 2) аналогичных рабочих мест;
- распространение результатов СОУТ на все аналогичные места работы;
- составление одной карты СОУТ, разработка единого перечня мероприятий для таких мест;
- при выявлении среди отнесенных к аналогичным места работы, не соответствующего признакам такового, отменяются результаты СОУТ на всех аналогичных рабочих местах.
Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих
Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.
К моменту написания статьи (конец 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.
Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.
Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.
Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.
Особенности оценки условий труда работников творческих профессий
Специфика проведения СОУТ в отношении рабочих мест творческих деятелей утверждена приказом Минтруда от 14.11.2014 № 882н. Особенности осуществления аттестационных мероприятий в отношении мест осуществления трудовой функции данной категорией работников следующие:
- В состав комиссии по СОУТ могут включаться представители творческого союза.
- Если трудовая деятельность связана с публичными выступлениями или их записью на носители информации, оценка вредных и опасных факторов происходит путем проведения репетиций.
- При наличии постоянных стационарных рабочих мест (сцена театра, сценическая площадка концертного зала, студия звукозаписи т. д.) происходит оценка их на предмет травмоопасности.
В остальном оценка и подготовка к ней происходят в общем порядке на основании норм закона № 426-ФЗ и иных правовых актов
Подведем итоги. По общему правилу все рабочие места подлежат СОУТ, за исключением мест труда надомных, дистанционных и нанятых физическими лицами работников. Перечень рабочих мест, в отношении которых данная процедура проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом, утверждается Правительством РФ.
Форма перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, свободна и законодательно не утверждена. Однако важно при составлении помнить, что в ней должны быть указаны наименования рабочих мест, их количество (в том числе аналогичных). В отношении аналогичных рабочих мест предполагается особый порядок проведения оценки.
Порядок осуществления СОУТ в отношении государственных и муниципальных служащих также не утвержден, несмотря на указание о необходимости такого порядка в законе № 426-ФЗ. Особенности же проведения спецоценки рабочих мест работников творческих профессий, как и иных из утвержденного правительством перечня, установлены профильным приказом Минтруда.