Зачем нужна претензия и когда она подается в управляющую организацию
Претензионный порядок решения проблем в жилищно-коммунальной сфере предусмотрен Гражданским кодексом РФ и законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — Закон № 2300-1). По смыслу гражданского законодательства в управляющую организацию с требованиями вправе обратиться собственник квартиры (как сторона договора управления многоквартирным домом) и лицо, которому по вине коммунальщиков причинен физический, имущественный либо моральный вред. По Закону № 2300-1 претензия в управляющую компанию подается потребителем, недовольным качеством оказанных ему жилищно-коммунальных услуг.
Получается, предъявить претензионные требования можно к управляющей домом фирме, которая:
- полностью уклоняется от управления многоквартирным домом либо не выполнят некоторые из условий договора;
- нарушает правила содержания общедомового имущества;
- неверно начисляет плату за услуги ЖКХ;
- предоставляет некачественные коммунальные услуги потребителям;
- причинила какой-либо вред жильцам дома или иным лицам.
Основные обязанности управляющих организаций описаны в статье на эту тему.
Особенности иных писем в коммунальную фирму
Помимо описанного варианта законодатель допускает возможность направить в организацию, управляющую жилым домом:
- запрос;
- заявление (заявку);
- жалобу.
При этом перечисленные обращения люди часто путают, т. к. все они содержат требования к коммунальщикам совершить какие-то действия. Однако каждое из них имеет и отличительные черты.
Так, жалоба руководству управляющей организации может быть подана не только на нарушения закона самой фирмой, но и на неправомерные действия отдельных ее сотрудников или даже жильцов дома. В виде запроса оформляется требование о раскрытии информации. В заявлении же гражданин чаще всего просит коммунальную контору помочь реализовать его законное право (например, установить индивидуальные приборы учета).
Образцы писем в управляющую компанию, в силу требований подп. «в» п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее — Правила осуществления деятельности), должны размещаться на информационных стендах (стойках) в ее офисе.
Претензия управляющей компании о некачественных услугах
Претензия в управляющую компанию в отношении качества коммунальных услуг должна содержать требования:
- Прекратить нарушение или устранить причину предоставления некачественной услуги ЖКХ.
- Сделать перерасчет платы за эту услугу.
Положительный ответ наиболее вероятен, если был правильно составлен акт о предоставлении некачественной коммунальной услуги. Процедура его оформления четко прописана в разделе X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления). В случае отсутствия ответа на претензию придется обращаться за судебной защитой.
Требования к качеству коммунальных услуг и оформлению акта его проверки подробно описаны в соответствующей статье. Образец претензии в управляющую компанию можно скачать на нашем сайте.
Сроки ответов на обращения
До сих пор сотрудники фирм жилищно-коммунальной отрасли ошибаются насчет сроков ответа заявителям. Большинство обращений рассматривается в 30-дневный срок, предусмотренный для государственных и муниципальных органов законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Однако этот закон не распространяется на управляющие компании, подзаконные акты в сфере ЖКХ предусматривают свои сроки для обращений по каждому вопросу.
Согласно подп. «к» п. 31 Правил предоставления ответ на жалобу о низком качестве коммунальных услуг дается не позднее 3 рабочих дней с момента ее получения.
В такой же срок в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по письменному запросу предоставляются копии актов:
- о причинении ущерба жизни, здоровью или имуществу жильцов дома;
- итогах проверки качества коммунальных услуг.
Требование о перерасчете платы за услугу ЖКХ по смыслу ст. 31 Закона № 2300-1 должно рассматриваться не дольше 10 дней с момента его предъявления потребителем. Обращения же граждан, не проживающих в обслуживаемом доме, могут рассматриваться коммунальными конторами, в соответствии с п. 37 Правил осуществления деятельности, в течение 30 суток с момента регистрации. Причем законодательство позволяет по уважительным причинам продлить этот срок еще на 30 дней при условии, что заявителю направили соответствующее уведомление.
Роль претензии при рассмотрении дела судом
Претензионный порядок, согласно действующему законодательству, в спорах с коммунальщиками не является обязательным. При этом судебная практика свидетельствует, что им лучше не пренебрегать.
Так, письмо в управляющую организацию поспособствовало дальнейшему разрешению дела № 33-13760 Ростовским областным судом в пользу гражданина. После того как ливнем 01.06.2016 залило квартиру Л. Ю., тот обратился с исковым заявлением в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону. В иске он указал, что вопрос о компенсации вреда и ремонте кровли ставил в претензии к предприятию ЖКХ, однако управляющие компании меняются постоянно, крышу не ремонтируют, акты о затоплении не составляют.
В ходе разбирательства выяснилось, что дом до 09.08.2016 находился под управлением ООО № 1, с 24.10.2016 по результатам муниципального конкурса — ООО № 2. Районный суд решением от 18.09.2017 удовлетворил исковые требования к ООО № 2, но суд апелляционной инстанции по жалобе ответчика это решение отменил и в удовлетворении иска отказал.
Ростовский областной суд, рассмотрев кассационную жалобу истца, указал, что надлежащим ответчиком является ООО № 1, так как именно эта компания управляла домом на момент причинения ущерба, и направил дело на новое рассмотрение в апелляционной инстанции. Апелляционным определением от 15.08.2018 требования Л. Ю. к ООО № 1 были удовлетворены. Таким образом, письмо Л. Ю. в управляющую организацию помогло ему в конечном итоге выиграть дело.
***
Итак, хоть досудебный порядок разрешения споров в сфере ЖКХ и не обязателен, правом на него стоит воспользоваться. В лучшем случае коммунальщики добровольно исполнят свои обязательства. Если же нет, письменное обращение может сыграть решающую роль при рассмотрении дела судом.
***
Уверены, вам будет интересно ознакомиться и с другими материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.