Что такое защита деловой репутации

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Почему деловая репутация так важна и как её защищать.

Деловая репутация представляет собой комплекс взглядов и мнений участников рынка и заинтересованных лиц об особенностях определённого бизнеса. Она становится одним из критериев при принятии решения о начале и продолжении взаимодействия, сотрудничества. Каждая компания придаёт огромное значение созданию у общества положительного мнения о себе и своих ценностных предложениях.

В силу этого деловую репутацию можно рассматривать в качестве нематериального актива, помогающего находить клиентов, контрагентов и партнёров. Согласно ст. 150 ГК РФ — это также один из нематериальных активов организации.

Положительная деловая репутация компании увеличивает конкурентоспособность продукции и создаёт условия для её реализации по высоким ценам. Люди стремятся работать в такой компании. Поэтому и защита деловой репутации – важный комплекс юридических и маркетинговых мероприятий.

Деятельность СМИ — обычных и сайтов в Интернете

Действующее законодательство приравнивает интернет-издания к СМИ. При появлении у сайтов определённых параметров их владельцы в обязательном порядке должны получать лицензии и другие документы. Предусмотрена и возможность защиты деловой репутации, потребность в которой возникает в силу публикации в интернете различных материалов.

Для начала нам потребуется понять, как оценивается деловая репутация. Это позволит рассматривать возможный ущерб не только в нематериальном, но и экономическом плане. Методов оценки деловой репутации довольно много. Это могут быть акции, которые торгуются на бирже, поскольку изменение репутации непременно отражается на их стоимости. Многие эксперты согласны с тем, что репутация — это разница между рыночной ценой предприятия и бухгалтерской стоимостью всех его активов и обязательств. Это обобщённый, но довольно верный способ получения денежного эквивалента.

Некоторые специалисты приравнивают понятие репутации к понятию корпоративного бренда. Такая модель предусматривает, что стоимость бренда — и есть цена репутации.

Деловая репутация юридического лица – неимущественное право. Если она намерено опорочена, то должен быть предусмотрен способ восстановления. Для этого применяется комплекс мер по защите деловой репутации, а ст. 152 ГК РФ предусматривает восстановление деловой репутации путем опровержения порочащих публикаций.

По общему правилу ст. 152 ГК РФ, лицо, распространившее сведения, которые могут опорочить деловую репутацию, обязано доказать, что данные сведения соответствуют действительности. Основой доказательства, которые с большой долей вероятности примет суд, являются официальные документы, а также видео и аудио, фотографии, показания свидетелей, которые подтверждают правдивость материалов. При этом на лицо, обратившееся в суд за защитой деловой репутации, ложится бремя доказывания того, что распространённые СМИ сведения носят порочащий характер.

В силу этого особенно важным становится верное понимание того, чем являются порочащие сведения. Пленум ВС РФ в постановлении № 11 от 18 августа 1992 года определил, что порочащими являются сведения в случае, если в них «содержатся утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов».

Поэтому, если журналист не утверждает, но подаёт информацию в ином ключе, то требовать опровержение не имеет смысла, поскольку суд откажет в подобном требовании. Опровержения требует, лишь утверждение о нарушении закона и моральных принципов. Не получится опровергнуть и мнение автора заметки или интервьюируемых им лиц. В силу этого размещение отрицательных отзывов и любых материалов критического характера, которые говорят о том, что человеку не понравился какой-то продукт, — это просто частное мнение, а запретить высказывать его невозможно в силу Конституции и других законов.

Как защищают деловую репутацию

Согласно закону «О СМИ», опровержение или ответ необходимо опубликовать на том же месте (странице, разделе), где находилось опровергаемое сообщение. Заголовок «Опровержение» или «Ответ» необходимо набрать таким же шрифтом того же размером, что и заголовок опровергаемой статьи. Таким же должен быть и шрифт текста опровержения или ответа.

Кроме этого суд может потребовать от СМИ публикации достоверных данных. Если указанные сведения находятся в документе, исходящем от организации, то сам такой документ подлежит замене или отзыву (п. 2 ст. 152 ГК РФ). Другими словами, если СМИ ссылалось на какие-то документы, но в суде истец смог доказать, что они искажают действительность, то такие документы теряют свою юридическую силу.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал