Земли общего пользования в населенных пунктах
Под землями общего пользования Градостроительный кодекс понимает территории, которыми вправе пользоваться без ограничений все лица:
- парки;
- скверы;
- водоемы;
- сады;
- бульвары и т. д.
На землях, которые находятся в общем пользовании, объекты, принадлежащие гражданам и организациям, могут располагаться только на правах аренды. При этом владельцы зданий и сооружений должны следить за чистотой и порядком на арендованной территории.
Примечание: законодатель установил, что действие градостроительного регламента не должно распространяться на эти земли, поэтому в план застройки такие территории не включаются.
Особенности правил землепользования и застройки муниципального образования
Вопрос о существовании правил землепользования и застройки поднимается в главе 4 Градостроительного кодекса РФ. Несмотря на то что кодекс определяет компетенцию органов власти, связанную с разработкой данного документа, именно в этой главе раскрывается предназначение правил.
Согласно ей, они необходимы, чтобы:
- создать условия для планирования территории региона;
- обеспечить права граждан и организаций, в том числе владельцев и пользователей земельных наделов;
- создать условия для привлечения инвестиций в бюджет субъекта (инвесторы вправе выбрать нужный участок и определиться с тем, какой вид разрешенного использования необходим);
- организовать обстановку для развития территории субъекта.
Внимание: хотя законодатель относит разработку и принятие правил к компетенции уполномоченных органов муниципального образования или государственных органов города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), он все же устанавливает общую для всех структуру документа, включающую 3 раздела:
- Порядок применения документа и внесения в него изменения. Этот раздел включает в себя:
- вопросы компетенции уполномоченных органов;
- порядок внесения изменений в документ;
- вопросы трансформации видов разрешенного использования участка;
- порядок проведения публичных слушаний.
- Карту градостроительного зонирования. Здесь определяются границы территориальных зон. При этом соответствующие участки должны принадлежать одной зоне. Формировать один общий надел из нескольких участков, которые расположены в разных зонах, не разрешается.
- Градостроительный регламент. Этот раздел включает в себя:
- вид разрешенного использования надела;
- ограничения в отношении участков;
- предельно допустимые границы наделов.
Порядок разработки и принятия правил землепользования и застройки муниципального образования
Разработка правил
Решение о разработке правил землепользования и застройки муниципального образования должно быть принято главой администрации муниципального образования. При этом устанавливается график поэтапного территориального зонирования всех территорий . Одновременно с этим глава утверждает состав комиссии и положение о ее деятельности. Данная комиссия будет заниматься вопросом разработки правил и контролировать процесс зонирования.
Важно! Глава администрации в срок не позднее 10 дней со дня, когда было принято решение о разработке документа, должен опубликовать в СМИ и сети Интернет сведения об этом.
После того как комиссия разработает проект правил, она представляет его на экспертизу в уполномоченный орган. Проверка осуществляется на соответствие документа техническим регламентам и законодательству. Если проект проходит проверку, то его отправляют главе администрации, если нет — на доработку в комиссию.
Когда глава администрации получит проект правил, он должен в течение 10 дней объявить о проведении публичных слушаний по документу. Этот этап предусмотрен законодателем. Без соблюдения данной процедуры правила застройки не будут иметь юридической силы.
После того как слушания будут завершены, комиссия вносит изменения в документ и отправляет его главе администрации. Тот, в свою очередь, в течение 10 дней передает его в представительный орган муниципального образования.
Утверждение правил
Правила землепользования и застройки принимаются по общеим правилам принятия решений представительным органом муниципального образования. Общим для всех муниципалитетов является то, что члены представительного органа могут как принять документ после обсуждения, так и отправить присланный им проект правил на доработку.
В случае принятия правила должны быть опубликованы в СМИ и размещены на сайте муниципального образования. При этом законодатель дает гражданам и организациям право на оспаривание положений документа в судебном порядке. Более того, если положения правил не соответствуют нормативным актам, оспорить их в судебном порядке может прокуратура.
***
Больше полезной информации — в рубрике "Земля".