За действия каких органов отвечает государство
Ответственность государства за действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, которые в них работают, закреплена на уровне Конституции РФ (ст. 53). Несколько шире то же самое прописано и в ст. 1069 ГК РФ, но тут упомянуты еще и органы местного самоуправления.
Поскольку государственная власть, в соответствии с Конституцией РФ, делиться на три ветки, то и ее органы имеют классификацию по этому же принципу:
- органы законодательной власти;
- органы исполнительной власти;
- органы судебной власти.
Федеративное устройство РФ является основанием для разделения государственных органов также:
- на органы государственной власти РФ;
- органы государственной власти субъектов РФ.
Так вот, за действия всех этих органов отвечает государство. О том, как и на каких основаниях возмещается вред, расскажем далее.
Какой вред возмещается государством
Как ни странно, но органы государственной власти, хотя и учреждены, чтобы работать во благо населения страны, могут приносить своими действиями гражданам и организациям вред. Иногда такой вред исходит от всего учреждения как единого участника взаимоотношений, а есть случаи, когда такой вред наносится отдельными должностными лицами, работающими в государственной структуре. Государство несет ответственность в обоих случаях.
Если говорить о примерах, то один из них содержится прямо в тексте ст. 1069 ГК РФ — издание госорганом нормативного акта, изначально не соответствующего нормам действующего законодательства. Такое действие со стороны госоргана может запросто нанести вред как отдельным лицам, так и группе лиц.
Могут госорганы нанести вред и отдельными своими действиями или решениями. Например, если регистратором будет принято решение об отказе в проведении государственной регистрации вновь созданного юридического лица, задержка в оформлении не позволит учредителям вовремя узаконить компанию, чтобы та вышла на рынок, — а это может привести к потере инвесторов.
Еще к одной категории нарушений, причиняющих вред, можно отнести действия госорганов или конкретных должностных лиц, осуществленные с превышением своих полномочий. Например, случаи, когда местная администрация принимает решения по вопросам, которые относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ.
Отдельно на законодательном уровне закреплено нарушение права на судопроизводство или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Правила компенсации за эти правонарушения прописаны в федеральном законе "О компенсации за нарушение права..." от 30.04.2010 № 68-ФЗ.
Условия возмещения вреда
Для того чтобы привлечь кого-то к ответственности, нужно установить, есть ли для этого основания и соблюдены ли все условия для этого. Каких-то специальных условий наступления ответственности в ст. 1069 ГК РФ не прописано, так же как нет и норм, исключающих отдельные условия привлечения к ответственности за нанесенный вред, по общим правилам. Таким образом, здесь нужно учитывать условия, закрепленные в ст. 1064 ГК РФ, а именно:
- наступление вреда;
- противоправность действий госорганов;
- причинно-следственная связь между действиями госорганов и наступившими негативными последствиями;
- виновность действия.
Невыполнение хотя бы одного из перечисленных условий ведет к невозможности привлечения органа/лица к ответственности — а значит, и к невозможности истребования возмещения за полученный вред.
Кстати, с противоправностью действия возникает интересная ситуация: необходимо, чтобы действие (или бездействие) действительно противоречило нормам действующего законодательства. Ведь госорганы часто принимают решения, которые прямо ухудшают состояние лица или группы лиц, хотя решение при этом вполне может быть законным. Хороший пример — решение об изъятии земельного участка. Владелец может и не хотеть возвращать его государству — значит, его интересы страдают. Однако если изъятие произошло по основанию, предусмотренному в законе, то его никак нельзя назвать противоправным.
Для справки: для возникновения права на возмещение вреда не всегда нужно наличие вины госоргана. Например, компенсация за нарушение права на судопроизводство или исполнение судебного акта в разумный срок присуждается независимо от наличия вины суда, правоохранительного органа, органа местного самоуправления, госоргана или их должностных лиц.
Как доказать наличие вреда
Законом бремя по доказыванию вреда в случае причинения его госорганами полностью возлагается на потерпевшего. Именно он должен представить весомые доказательства своих требований, т. к. иначе компенсацию ему не получить.
Касательно вреда, причиненного нормативными актами, принятыми госорганами в ущерб интересам лица, а также действий и решений госорганов в законе нет требования об обязательном обращении в суд для признания их незаконным. Однако разбивка судебной тяжбы на 2 этапа имеет и свои преимущества. Если сначала подать иск в суд о признании нормативного акта (решения, действия) нарушающим права и интересы лица, то истцу не придется доказывать незаконность акта (решения, действия). Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, бремя доказывания законности в этом случае возлагается на ответчика. Истцу только нужно:
- привести нормы действующего законодательства, которым противоречит оспариваемый акт (решение, действие);
- объяснить, как именно принятый акт (решение, действие) нарушает права лица или может их нарушить.
Имея на руках судебное решение, признавшее нормативный акт (решение, действие) незаконным, можно начинать новое судебное разбирательство по делу о возмещении вреда. В рамках второго процесса истцу нужно будет доказать, что акт нарушил его права.
Из каких источников выплачивается возмещение
Кто бы ни нанес вред, возмещение производится из казны. Есть три основных источника (три уровня бюджета):
- казна РФ;
- казна субъекта РФ;
- казна муниципального образования.
За выплату возмещения отвечает финансовый орган, распоряжающийся средствами казны соответствующего уровня. В связи с этим в иске ответчиком ставиться именно такой финансовый орган, а не госорган, который непосредственно причинил вред (он проходит по делу как заинтересованное лицо, чьи права и обязанности затрагивает рассмотрение спора). Истец может подать иск непосредственно к органу, нарушившему его права, — тогда суд проводит замену ответчика.
Вред выплачивается непосредственно из средств бюджета, а если их не хватает, то уже из имущества, входящего в состав казны. Средства и имущество органа, нарушившего права истца, при этом никак не затрагиваются.
Если вред был нанесен должностным лицом, то возмещение по общему правилу выплачивается из казны, но при определенных обстоятельствах могут быть предъявлены регрессные требования к этому сотруднику. Правда, тут еще нужно учитывать и нормы трудового законодательства, регулирующие взаимоотношения между сотрудником и госорганом, в котором он работает.
Как определить размер требований
При возмещении государством причиненного незаконными действиями вреда действуют общие правила расчета размера компенсации. То есть вред подлежит возмещению в полном объеме.
Имущественный вред может быть возмещен в натуре. Если это невозможно, стоимость утраченного имущества определяется на дату возмещения.
Моральный вред может быть возмещен только в денежной форме. Здесь каких-то правил вычисления размера полученного вреда нет, но истец, как и судья, должен использовать для этого принципы разумности и справедливости.
Вред здоровью возмещается в размере утраченного заработка и расходов, связанных с лечением. За основу требований о компенсации вреда, причиненного потерей кормильца, берется часть заработка умершего, которая шла на содержание его иждивенцев, требующих компенсации.
Таким образом, государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц, работающих в них, и возмещает вред, полученный гражданами и организациями в результате действий (или бездействия) госорганов и органов местного самоуправления. При этом вред компенсируется не за счет средств и имущества органа, непосредственно нанесшего вред, а за счет казны соответствующего уровня. Чтобы получить компенсацию, пострадавший должен доказать свою позицию в суде, приведя весомые доводы в свою пользу. Бремя доказывания возлагается на орган, причинивший вред, только в части спора, касающейся законности его действий или решений.
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Возмещение вреда".