Что такое ликвидация организации
Ликвидация организации —сложная и достаточно длительная процедура, конечной целью которой должно стать обращение в налоговую службу с необходимым пакетом документов и исключение предприятия из единого госреестра действующих юрлиц или индивидуальных предпринимателей.
Ликвидация фирмы производится добровольно по решению учредителей юрлица (ИП) или принудительно по решению суда.
При добровольной ликвидации предприятия краткая схема мероприятий выглядит так:
- Принятие решения о ликвидации и формирование ликвидационной комиссии.
- Сообщение в СМИ о ликвидации предприятия.
- Налоговая проверка организации.
- Составление промежуточного ликвидационного и уведомление об этом налоговой службы.
- Взаиморасчеты с кредиторами и должниками.
- Утверждение ликвидационного .
- Подача в налоговую службу заявления о регистрации факта ликвидации юрлица (закрытии ИП).
- Внесение соответствующей записи в государственные реестры.
Становится понятно, что после завершения всех этапов ликвидации предприятие перестает существовать и у него нет никаких правопреемников. Однако достаточно часто работодатели маскируют под ликвидацию другие формы реорганизации деятельности, чтобы с выгодой для себя избавиться от неугодных сотрудников.
Отличие процедуры ликвидации от других форм реорганизации фирмы
Нередко от работающих граждан можно услышать: «Наш магазин (офис, база) ликвидируется, потому что владелец его продал (сменил название, адрес, директора). А нас попросили написать заявление об увольнении по собственному желанию».
Обратите внимание! Увольнение по собственному желанию возможно исключительно по желанию работника, а не из-за каких-то внешних обстоятельств и чьих-то просьб. А в данном случае работодатель просто не желает платить при увольнении своим сотрудникам.
Ликвидацию предприятия следует отличать от таких изменений в работе организации, как:
- смена собственника фирмы или руководства;
- смена названия, адреса, места нахождения;
- реорганизация предприятия путем присоединения к другому юрлицу или слияния двух юрлиц.
Если меняется владелец организации, для рядовых работников это в большинстве случаев не влечет никаких перемен. Кассиру или продавцу в общем-то все равно, кто значится учредителем их ООО. Если новый владелец решит поменять руководство организации и персонал, он может провести процедуру сокращения штата, выплатив работникам все положенные суммы, или уволить сотрудников по соглашению сторон, также договорившись о размере отступных. Смена названия, адреса или места нахождения предприятия вообще никак не скажется на работе коллектива, кроме возможного изменения маршрута до работы.
В случае реорганизации, когда организация сливается или вливается в другую, очевидно, что часть персонала становится избыточной, так как нет необходимости в 2 директорах, 2 кадровиках и т. д. Однако это не значит, что лишние люди должны уволиться сами. В этом случае увольнение также производится в рамках процедуры сокращения штата или по соглашению сторон с выплатой выходного пособия.
Процедура увольнения работников при ликвидации организации
Увольнение при ликвидации предприятия подчинено алгоритму действий, которые прописаны в Трудовом кодексе РФ и законе РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.2001 № 1032-1. В соответствии с этими законодательными актами увольнение в связи с ликвидацией предприятия проходит в 5 этапов:
- о готовящихся увольнениях в службу занятости. Согласно ст. 25 закона № 1032-1 оповестить биржу труда организациям необходимо не позже 2 месяцев до начала мероприятий, а индивидуальные предприниматели должны сделать это не позже 2 недель до начала увольнений.
- Оповещение работников о предстоящих увольнениях. В соответствии со ст. 180 ТК РФ такие сообщения должны быть сделаны не позже 2 месяцев до даты предполагаемого увольнения сотрудников. Если граждане трудятся на основании краткосрочных трудовых договоров сроком до 2 месяцев, оповестить их о том, что предстоит ликвидация предприятия, увольнение сотрудников, нужно не менее чем за 3 дня до увольнения. Оповещать нужно индивидуально каждого сотрудника в письменной форме под личную роспись.
- Оформление внутренних документов () об увольнении работников.
- Проведение расчетов и выплат причитающихся работникам денежных сумм.
- Выдача сотрудникам трудовых книжек с записью об увольнении.
ТК РФ предусматривает для работников возможность расторгнуть трудовой договор раньше, чем истекут 2 месяца до массового увольнения сотрудников. Согласие на досрочное увольнение со стороны работника должно быть письменным, а предприятие обязано компенсировать ему средний заработок за оставшиеся до запланированного увольнения дни.
Увольнению в связи с ликвидацией предприятия посвящен п. 1 ст. 81 ТК РФ. Именно эта норма должна быть записана в трудовую книжку в качестве основания расторжения трудового договора. Однако по желанию сотрудников в качестве основания расторжения трудового договора может быть указана другая причина:
- перевод на иное место работы (п. 5 ст. 77 ТК РФ);
- собственное желание трудящегося (п. 3 ст. 77 и ст. 80 ТК РФ);
- соглашение между работником и нанимателем (п. 1 ст. 77 и ст. 78 ТК РФ).
В этих случаях предприятие экономит на выплатах работнику, предусмотренных при увольнении в связи с ликвидацией.
Выходное пособие при увольнении в связи с ликвидацией организации
Размер пособия, призванного компенсировать потерю работы, установлен в ст. 178 ТК РФ. Увольняясь в связи с прекращением деятельности организации, работник должен получить:
- 1 среднемесячный оклад при расчете;
- 1 среднемесячный оклад на период трудоустройства в течение 2 месяцев
В исключительных случаях по решению службы занятости гражданин может получить еще 1 средний заработок, если не будет трудоустроен в течение 3 месяца (с условием, что в течение 2 недель после увольнения работник встал на учет на бирже труда).
Как правило, 2 средних оклада выплачиваются работникам на предприятии сразу при увольнении, а вот чтобы получить 3-ю выплату, нужно обратиться в службу занятости.
Кроме пособия по увольнению в связи с ликвидацией каждый работник должен получить обычные при расторжении трудового договора выплаты:
- зарплату за отработанное время;
- компенсацию за неиспользованные дни отпуска;
- другие выплаты, которые могут быть предусмотрены внутренними документами организации, например коллективным договором.
Выплаты при ликвидации предприятия декретницам и по больничным листам
После того как предприятие прекращает деятельность, больше всего вопросов возникает у тех, кто готовится уйти в декрет, находится в отпуске по уходу за ребенком или заболевает после увольнения. Между тем государство предусматривает определенное обеспечение для этих наиболее незащищенных категорий граждан.
В пп. 3 и 4 ст. 13 ФЗ «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ сообщается, что, если бывший работник ликвидированного предприятия заболел в течение месяца после увольнения, выплату по больничному листу производит Фонд социального страхования, куда нужно обратиться с документами в течение 6 месяцев (но лучше не тянуть!). Эти же нормы применяются и к будущим матерям, которые уходят на больничный по беременности и родам.
Что касается работников, уволенных во время декрета или отпуска по уходу за ребенком, после увольнения им нужно обратиться в орган соцзащиты по месту жительства. В соцзащиту нужно представить справку о размере зарплаты за прошедшие 12 месяцев. На основании этих документов будет рассчитано и выплачено ежемесячное пособие в размере 40 % от среднего заработка, а не минимум, как безработным.
Важно! Пособие по уходу за ребенком будет выплачиваться только тем, кто не встал на учет в службе занятости и, соответственно, не получает пособие по безработице.
Стоит иметь в виду, что получение пособий по нетрудоспособности, беременности и родам и уходу за ребенком через госорганизации не исключает и не влияет на получение работниками выплат по увольнению в связи с ликвидацией предприятия.