Нужна ли онлайн-касса самозанятым лицам?

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Нужна ли онлайн-касса для самозанятых граждан? Нет, закон этого не требует. А вот чек оформлять обязательно при каждом получении денег за выполненную работу или оказанную услугу. Мы расскажем, как самозанятому сформировать чек без кассового оборудования и чем опасно отсутствие чека для покупателя и самого гражданина, а также о том, чем чек самозанятого отличается от обычного кассового чека.

Что написано в законе № 422-ФЗ про онлайн-кассы для самозанятых

Ответ на вопрос, нужна ли онлайн-касса для самозанятых, мы будем искать в законе «О проведении эксперимента...» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, посвященном новому специальному налоговому режиму «Налог на профессиональный доход» или налог на самозанятых.

Ранее мы писали о том, кто такие самозанятые, кому и при каких условиях можно применять новый спецрежим «Налог на профессиональный доход».

В самом законе про онлайн-кассы не сказано ни слова. Более того, законодательство вообще не обязывает самозанятых применять кассовое оборудование. При этом в ст. 14 закона № 422-ФЗ сказано, что самозанятые обязаны:

  • все сведения о произведенных расчетах сообщать в налоговый орган;
  • формировать чек и обеспечивать его передачу покупателю (заказчику).

Все это самозанятый делает с помощью специального приложения «Мой налог». Это программный продукт, разработанный для применения нового спецрежима. Распечатывать чеки можно на обычном принтере. Это же приложение позволяет отправлять электронные чеки на электронный адрес покупателя.

Нужна ли онлайн-касса самозанятым лицам?

Законом предусмотрено также, что обязанность самозанятого по выдаче покупателю чека считается исполненной, когда покупатель в момент формирования чека в месте продажи считает смартфоном, планшетным компьютером или мобильным телефоном содержащийся в чеке QR-код.

Таким образом, законодательство онлайн-кассы для самозанятых применять не требует, но обязывает формировать чеки, выдавать их покупателям и передавать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган с помощью специального приложения «Мой налог».

Узнайте, как стать самозанятым.

Чек от самозанятого: две особенности

С вопросом о том, нужна ли онлайн-касса самозанятым в 2020 году, мы разобрались: касса не нужна, а чек должен быть сформирован. И этот факт порождает массу дополнительных вопросов. Например, насколько идентичен чек самозанятого кассовому чеку? Существуют ли обязательные реквизиты для чека самозанятого? Нужно ли в чеке отражать данные о покупателе?

Чек, сформированный самозанятым, и кассовый чек имеют одинаковое назначение — они подтверждают факт расчетов. При этом чек самозанятого отличается от кассового следующим:

  • его формируют не в онлайн-кассе, а в специальном мобильном приложении «Мой налог»;
  • он содержит уникальный набор обязательных реквизитов.Нужна ли онлайн-касса самозанятым лицам?

На покупателя возложена обязанность сообщить продавцу свой ИНН, чтобы у самозанятого была возможность формирования чека с полным набором реквизитов. Причем ошибок в ИНН желательно не допускать — чеки с неверным или отсутствующим ИНН налоговики приравнивают к недействительным. Подтвердить расход по такому чеку не удастся.

Двухстороннее наказание за отсутствие чека

Если самозанятый гражданин не оформил чек после получения денег от компании или ИП за выполненные работы или услуги, пострадают обе стороны: и покупатель (заказчик), и сам гражданин. Негативные последствия для компании:

Нужна ли онлайн-касса самозанятым лицам?

Самозанятого, не оформившего чек, накажут штрафом:

Нужна ли онлайн-касса самозанятым лицам?

Источником информации для контролеров о том, что самозанятый не выплатил чек, может стать сам покупатель (заказчик). ФНС рекомендует жаловаться на непередавших чек самозанятых через сервис «Обратиться в ФНС России» на официальном сайте налоговой службы (письмо ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899).

Новый ГОСТ и неожиданные нюансы применения онлайн-касс самозанятыми

Самозанятым, планирующим оказывать ритуальные услуги, следует обратить внимание на новый ГОСТ 58414-2019 «Услуги населению. Услуги организаторов похорон», вступающий в действие с 01.11.2019. В п. 6.3 этого документа прямо прописано, что во время исполнения служебных обязанностей организатор похорон должен:

  • иметь терминал онлайн-кассы для выдачи кассового чека при наличном расчете с заказчиками;
  • предоставлять устройство мобильного эквайринга либо доступ к программному обеспечению, позволяющему оплатить заказ с помощью банковской карты.

Пока не совсем ясно, нужна ли онлайн-касса самозанятым, планирующим оказывать населению ритуальные услуги, как предписывает данный ГОСТ, или им будет достаточно сформировать чек в приложении «Мой налог» и передать его заказчику услуг. Ждем разъяснений налоговиков.

Возможно, вам будут интересны наши статьи на тему НПД:

***

Самозанятое лицо обязано выдать покупателю чек, подтверждающий факт произведенного расчета, и передавать в налоговые органы необходимые фискальные сведения. Эти операции производятся не через онлайн-кассу, а с помощью специального приложения «Мой налог». Если чек не оформлен, самозанятого оштрафуют, а покупателю (ИП или компании) придется уплатить с этой суммы НДФЛ и страховые взносы.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Самозанятые».

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал