Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ
Принят
Государственной Думой
9 декабря 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 1998 года
Народные художественные промыслы представляют собой одну из форм проявления традиций народного творчества народов Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации и нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов
Правовое регулирование отношений в области народных художественных промыслов основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", других законов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения в области народных художественных промыслов, касающиеся правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, регулируются гражданским законодательством.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны мест традиционного бытования народных художественных промыслов (достопримечательных мест) как объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
народный художественный промысел - область культурной деятельности, одна из форм проявления традиций народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного труда и (или) ручного труда с использованием средств механизации;
место традиционного бытования народного художественного промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура, могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;
мастер народного художественного промысла - физическое лицо, которое на постоянной основе изготавливает в месте традиционного бытования народного художественного промысла изделия народного художественного промысла в соответствии с традициями и художественно-стилевыми особенностями данного промысла и с применением при таком изготовлении творческого варьирования;
изделие народного художественного промысла - художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями и художественно-стилевыми особенностями данного промысла в месте его традиционного бытования посредством творческого ручного труда и (или) ручного труда с использованием средств механизации;
уникальное изделие народного художественного промысла - единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла;
типовой образец изделия народного художественного промысла - образец, который выполнен в виде готового изделия, рисунка (схемы, типовой композиции), макета (модели) и предназначен для воспроизведения в установленном порядке, в том числе с применением творческого варьирования;
изделие народного художественного промысла признанного художественного достоинства - изделие народного художественного промысла, имеющее высокую художественную ценность;
творческое варьирование - одна из форм проявления традиций народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом;
художественно-стилевые особенности народного художественного промысла - совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционных технологий изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования;
государственный реестр мест традиционного бытования народных художественных промыслов - часть федеральной государственной информационной системы, содержащая сведения о местах традиционного бытования народных художественных промыслов, установленных на территориях субъектов Российской Федерации;
государственный реестр образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства - часть федеральной государственной информационной системы, содержащая сведения об образцах изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
региональные реестры мастеров народных художественных промыслов - информационные системы, создаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых установлены места традиционного бытования народных художественных промыслов, содержащие сведения о мастерах народных художественных промыслов, осуществляющих свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Статья 4. Основы государственной политики в области народных художественных промыслов
1. Государственная политика в области народных художественных промыслов является составной частью государственной культурной и социально-экономической политики и направлена на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов.
2. Основные цели государственной политики в области народных художественных промыслов:
1) сохранение и развитие народных художественных промыслов;
2) возрождение утраченных народных художественных промыслов;
3) сохранение и развитие мест традиционного бытования народных художественных промыслов.
3. Основные направления государственной политики в области народных художественных промыслов:
1) создание условий для развития народных художественных промыслов;
2) создание условий для сохранения и развития мест традиционного бытования народных художественных промыслов;
3) создание условий для реализации изделий народных художественных промыслов;
4) обеспечение подготовки кадров в области народных художественных промыслов;
5) создание условий для туристской деятельности в местах традиционного бытования народных художественных промыслов;
6) создание условий для участия ассоциаций и союзов организаций народных художественных промыслов в формировании и реализации государственной политики в области народных художественных промыслов;
7) создание условий для просветительской деятельности в области народных художественных промыслов и популяризации народных художественных промыслов среди населения.
4. Для реализации государственной политики в области народных художественных промыслов могут применяться меры финансовой, информационной, консультационной, организационной поддержки и иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 4.1. Основные направления государственной поддержки в области народных художественных промыслов
1. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов.
2. Федеральные органы исполнительной власти оказывают поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок и критерии включения организаций народных художественных промыслов в указанный перечень устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Органы местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа участвуют в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов соответственно в городском поселении, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа вправе оказывать мастерам народных художественных промыслов, сведения о которых включены в региональные реестры мастеров народных художественных промыслов, финансовую, информационную, консультационную, организационную поддержку, оказывать иные меры поддержки, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Статья 5. Организации народных художественных промыслов
1. Основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.
2. К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.
2.1. Сведения об осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации организациях народных художественных промыслов размещаются в открытом доступе на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти осуществляется размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указателя сетевых адресов и страниц официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством которых обеспечивается доступ к указанным сведениям.
3. Деятельность организаций народных художественных промыслов не подлежит перепрофилированию в случае смены собственника.
Статья 6. Мастер народного художественного промысла
1. Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора или гражданско-правового договора с юридическим лицом либо с индивидуальным предпринимателем.
2. Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность в качестве физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в случае, если в отношении изготавливаемых им изделий художественно-экспертным советом по народным художественным промыслам принято решение об отнесении таких изделий к изделиям народных художественных промыслов в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
4. Сведения о мастерах народных художественных промыслов, осуществляющих свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", включаются в региональные реестры мастеров народных художественных промыслов.
5. Решение о создании регионального реестра мастеров народных художественных промыслов принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Создание регионального реестра мастеров народных художественных промыслов является обязательным в случае, если на территории субъекта Российской Федерации установлены места традиционного бытования народных художественных промыслов, сведения о которых включены в государственный реестр мест традиционного бытования народных художественных промыслов в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона устанавливают порядок формирования и ведения региональных реестров мастеров народных художественных промыслов.
7. Сведения, содержащиеся в региональном реестре мастеров народных художественных промыслов, размещаются в открытом доступе на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации). Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти осуществляется размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указателя сетевых адресов и страниц официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством которых обеспечивается доступ к указанным сведениям.
Статья 7. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов
1. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона устанавливают порядок отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов.
3. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:
строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах - автоматах или полуавтоматах - без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;
изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;
изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;
изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;
керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;
изделия, изготовленные на вязальных машинах - автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;
другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.
3.1. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности определенного народного художественного промысла, но которые изготовлены не в месте его традиционного бытования.
4. Решения художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемые по вопросам отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов, размещаются в открытом доступе на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением сведений, которые содержатся в таких решениях и доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Статья 7.1. Образцы изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства
1. Рассмотрение образцов изделий народных художественных промыслов в целях регистрации в качестве образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляется Федеральным экспертным советом по народным художественным промыслам на основании представления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и решения художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам данного субъекта Российской Федерации.
2. Регистрация образцов изделий народных художественных промыслов в качестве образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на основании решения Федерального экспертного совета по народным художественным промыслам в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Сведения об образцах изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства и об авторах таких изделий включаются в государственный реестр образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, порядок формирования и ведения которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Ведение государственного реестра образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанный уполномоченный орган вправе на основании принятого им нормативного правового акта передать функции по ведению такого реестра учреждению, подведомственному уполномоченному органу, либо привлекать иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Сведения, содержащиеся в государственном реестре образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, размещаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Статья 8. Федеральный экспертный совет по народным художественным промыслам и художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам
1. Деятельность Федерального экспертного совета по народным художественным промыслам и художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам основывается на следующих основных принципах:
1) открытость;
2) независимость;
3) коллегиальность;
4) регулярность проведения заседаний;
5) сменяемость;
6) профессионализм;
7) представительность.
2. Федеральный экспертный совет по народным художественным промыслам формируется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основе положения о Федеральном экспертном совете по народным художественным промыслам, утверждаемого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам формируется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Формирование художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам является обязательным в случае, если на территории субъекта Российской Федерации установлены места традиционного бытования народных художественных промыслов, сведения о которых включены в государственный реестр мест традиционного бытования народных художественных промыслов в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.
4. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам осуществляют свою деятельность на основе положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, утверждаемого органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам.
5. Типовое положение о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Федеральный экспертный совет по народным художественным промыслам в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона по результатам рассмотрения образцов изделий народных художественных промыслов принимает решение о регистрации образцов изделий народных художественных промыслов в качестве образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, осуществляет экспертное сопровождение деятельности в области народных художественных промыслов, а также выполняет иные функции, определенные положением о Федеральном экспертном совете по народным художественным промыслам.
7. Художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам по результатам рассмотрения изделий принимают решения об их отнесении к изделиям народных художественных промыслов, осуществляют экспертное сопровождение деятельности в области народных художественных промыслов, а также выполняют иные функции, определенные положением о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам.
8. Решения Федерального экспертного совета по народным художественным промыслам и художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам могут быть обжалованы в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Места традиционного бытования народных художественных промыслов
1. Места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами установления мест традиционного бытования народных художественных промыслов и утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов.
2. Сведения о местах традиционного бытования народных художественных промыслов подлежат включению в государственный реестр мест традиционного бытования народных художественных промыслов, порядок формирования и ведения которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Ведение государственного реестра мест традиционного бытования народных художественных промыслов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанный уполномоченный орган вправе на основании принятого им нормативного правового акта передать функции по ведению такого реестра учреждению, подведомственному уполномоченному органу, либо привлекать иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Сведения, содержащиеся в государственном реестре мест традиционного бытования народных художественных промыслов, размещаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
6 января 1999 года
N 7-ФЗ