Произведения детского творчества, как охраняемые объекты авторского права

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Рассмотрим творческий труд детей младшего возраста (от нуля до трех лет). Главный вопрос: является ли созданное ребенком произведения охраняемым объектом авторского права, если да, то какой возрастной порог.

Творческие дети создают произведения еще в малом возрасте, например известно, что Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять музыку с 5 лет. Но являются ли объектами авторского права произведения, созданные маленькими детьми? Младенец повозил кистью по бумаге и создал «каляку-маляку», будет ли она охраняться авторским правом? И если нет, то, где эта черта, когда произведение является охраняемым, а когда нет?

Для начала, действительно, бывают гениальные дети как Моцарт или Кристиан Хейнекен, который в три года прочитал лекцию. И история знает не мало примеров, когда вундеркинды создают результаты интеллектуальной деятельности. Но и не только гении, обычные дети, в своем юном возрасте вполне могут создавать произведения искусства и литературы. Так, например, Федор Киселев написал книгу «Семьдесят енотов и две бабы» в возрасте пяти лет. И здесь тоже довольно много примеров, когда дети пишут книги, пусть даже самые простые.

Мы знаем, что с точки зрения гражданской дееспособности несовершеннолетних можно поделить на две большие группы: малолетние (ст. 28 ГК РФ) и несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26 ГК РФ). То есть, если ребенок в возрасте от 0 до 14 лет создает объект авторского права, правообладателем (то есть обладателем исключительного права) будут его родители (законные представители), которые принимают решения по распоряжению результатом творческого труда. Но исключительно право возникает только в случае, если создан объект авторского права, а как понять, что он создан?

Известно, чтобы произведение стало охраняемым объектом авторского права необходимо соблюсти два критерия охраноспособности: произведение должно иметь объективную форму (п.3 ст. 1259 ГК РФ) и должно быть создано творческим трудом (ст. 1257 ГК РФ). Если с объективной формой все понятно, произведение должно существовать в реальном мире, чтобы другие люди могли воспринять его своими органами чувств, то с творческим трудом все сложнее. В доктрине выделяется два подхода к определению творчества: субъективный и объективный. Первый основывается на том, что произведение должно отражать личность автора и иметь авторский стиль, второй подход основывается на том, что творческая деятельность — это создание чего-то нового и оригинального. Мы не согласны ни с тем, ни с тем подходом, и выделяем свои признаки творческого труда, на которых основано данное определение: «творческий труд — это свободная и осознанная деятельность человека по изложению мысленных образов, чувств и эмоций в объективную форму, исключая техническую работу». Из этого понятия важнее всего признак осознанности творческой деятельности, то есть субъект творчества в момент творчества должен понимать, что он занимается творчеством.

Необходимо обратиться к психологии. Ученые отмечают, что от года до трёх лет у ребенка зарождается самосознание, а формирование способности к самостоятельным действиям с предметами наступает после года. То есть из этого можно сделать вывод, что после одного года, ребенок понимает, что карандаш рисует по бумаге, но он еще не понимает, что он делает, что он занимается именно творчеством и создает картинку. Основываясь на этой гипотезе, можно сделать однозначный вывод, что произведение, созданное ребенком, не осознающим своих действий, не является охраняемым объектом авторского права, так как отсутствует такой критерий охраноспособности, как творческий труд. Главный вопрос здесь заключается в возрастной черте, основываясь на вышесказанном в возрасте до года, ребенок не может быть автором по смыслу статьи 1257 ГК РФ, а вот в возрасте от года до трех, все зависит от конкретного человека. Поэтому при возникновении правового конфликта и рассмотрения дела в суде, должна быть проведена психологическая экспертиза, на основе которой можно принимать решение, были ли действия ребенка осознанными, и если да, то признавать произведение созданным творческим трудом.

Например, в сети можно найти картины известного, признанного художник-абстракциониста Сая Твомбли. Его творчество заключается в том, что он хаотично наносил надписи, линии и царапины на холст. Его работы посвящены мифологическим темам, и с помощью детскости рисунка и аляповатости, мифы становятся похожими на сказки. Если не говорить о культурной ценности работ, то неподготовленный зритель легко спутает его работы с детским рисунок и именно в этом и есть гениальность Твомбли.

Сравним две работы: картину Твомбли и обычный детский рисунок. Посмотрим на эти произведения, сквозь призму авторского права: являются ли они объектами авторского права? Итак, объективная форма есть у двух объектов, следовательно первый критерий присутствует. Теперь про творческий труд. У Твомбли однозначно наличествует творческий труд, по той простой причине, что его манера творчества заключается в подражании детских рисунков, он осознает это и намеренно создает такие произведения, транслируя этим свои мысли, поэтому это произведения однозначно является объектом авторского права. А вот с детским рисунком сложнее, чтобы однозначно ответить на этот вопрос, нужно проводить психологическую экспертизу, как отмечалось выше.

Показателен еще один пример, когда магазин IKEA делает игрушки по мотивам детских рисунков. Даже если рисунок ребенка в возрасте года не охраняется авторским правом, родитель может помочь в придании ему формы, и сделать так, чтобы данный рисунок превратился в новое произведение – охраняемый объект авторского права.

Автор: Никита Галкин,
председатель Комиссии по интеллектуальной собственности Совета молодых юристов Московского отделения АЮР
Источник: специально для ЮРИСТ.РФ
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал