Проблема пожаров на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Статистика неутешительна: только за 2022 год на территории Российской Федерации произошли порядка 352 тыс. пожаров, на которых были травмированы 8,1 тыс. человек, погибли 7,7 тыс. человек, в том числе 305 несовершеннолетних.
В случае нарушения требований пожарной безопасности каждый случай гибели либо получения людьми тяжкого вреда здоровью вследствие пожара может быть квалифицирован по ст. 219 УК РФ. Это обусловливает необходимость своевременного предупреждения данного вида преступлений и оказания помощи в снижении вероятности его совершения, то есть значимость криминалистической профилактики.
Вопросы криминалистической профилактики в целом относятся к компетенции правоохранительных органов и решаются, в том числе, в рамках деятельности по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, осуществляемой в процессуальной и непроцессуальной формах.
Как справедливо отмечает О.П. Грибунов, говорить о разработке и предлагать конкретные меры профилактики преступлений можно только с учетом их специфики – иными словами, необходима индивидуальная профилактика конкретных преступлений. Таким образом, для каждого преступления следует разрабатывать меры, реализация которых обеспечит эффективность профилактики.
Для обеспечения криминалистической профилактики преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 219 УК РФ, прежде всего, надо определить требования пожарной безопасности, нарушение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью людей. Насколько можно судить по результатам анализа научной и специальной литературы, на сегодняшний день подобная классификация отсутствует. Мнения ученых по данному вопросу неоднозначны.
Так, С.В. Уткиным была предпринята попытка выделения группы нарушений пожарной безопасности, влекущих угрозу жизни и здоровью людей; ученый констатировал необходимость применения специальных знаний при осуществлении мероприятий по надзору (контролю) для целей подобной оценки рисков.
В то же время И.К. Бакиров полагает, что все нарушения требований пожарной безопасности могут в той или иной степени создавать такого рода угрозы. Трудно согласиться с автором, т.к. из множества нарушений требований пожарной безопасности большинство не связаны с угрозой жизни и здоровью людей в случае возможного пожара. Примером можно считать несоблюдение требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с которым на объекте должна храниться техническая документация систем противопожарной защиты. Очевидно, что отсутствие документации само по себе не может повлечь трагические последствия. Иначе обстоит дело с нарушением требований пожарной безопасности, когда речь идет о неработоспособной системе охранно-пожарной сигнализации. Если из-за ее неисправности пожар не будет вовремя обнаружен в его начальной стадии, осуществление эвакуации людей будет значительно усложнено.
Изложенное позволяет сделать вывод, что дифференциация нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей, возможна.
Для решения обозначенной проблемы следует обратиться к Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, где отражена терминология в части пожарных рисков. Указанным нормативным правовым актом риск возможной гибели людей на объекте защиты в результате пожара определяется как индивидуальный пожарный риск.
В специальной литературе под угрозой жизни или здоровью людей вследствие возникновения пожара понимается опасная ситуация, которая может сложиться либо уже сложилась на определенной территории, в здании, строении, сооружении или их части при возникновении пожара, и может повлечь (повлекшая) гибель или причинение вреда различной тяжести здоровью человека. Такая угроза может быть вероятностной (потенциальная) или фактической. Вероятностная угроза характеризуется риском.
Данный риск имеет допустимое значение 1*10-6 в год и вычисляется в соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска на объектах различных классов функциональной пожарной опасности и рекомендациями по применению. В соответствии с положениями методики на итоговое значение индивидуального пожарного риска влияют коэффициенты, учитывающие:
- частоту возникновения пожара в здании в течение года, которая определяется на основании статистических данных (Qп);
- вероятность присутствия эвакуируемого контингента в здании (Pпр);
- соответствие установок автоматического пожаротушения (далее — АУП) требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (Kап).
- вероятность эвакуации людей (Pэ);
- соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (Kпз); речь идет о системах пожарной сигнализации (далее — СПС), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее — СОУЭ), противодымной защиты (далее — СПДЗ).
Формула (1) для определения расчетных величин пожарного риска выглядит следующим образом:
R = Qп * Pпр * (1 - Kап) (1 - Pэ) * (1 - Kпз)
Важно, что первые две позиции не видоизменяются при наличии нарушений требований пожарной безопасности.
Проанализируем влияние нарушений требований пожарной безопасности, касающихся установок АУП. Так, при наличии таких нарушений соответствующий коэффициент видоизменяется с 0,9 до 0, что при прочих равных ведет к увеличению итоговых значений индивидуального пожарного риска в 10 раз. Следовательно, нарушение требований нормативных правовых актов и документов в области пожарной безопасности, касающихся установок АУП, увеличивают вероятность гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара.
Далее оценим коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, который в свою очередь складывается из соответствия трех составляющих — СПС, СОУЭ и СПДЗ. Вычисляется данный коэффициент по следующей формуле (2):
Kпз = 1 - (1 – Кобн * Ксоуэ) * (1 – Кобн * Кпдз)
Что касается СПС, то несоответствие данной системы требованиям пожарной безопасности увеличивают итоговое значение риска в 7,72 раза. СОУЭ и СПДЗ оказывают равное влияние на итоговое значение пожарного риска и увеличивают его в 2,78 раза каждая, а в совокупности – в 7,72 раза.
Говоря о значении коэффициента вероятности эвакуации людей при пожаре, следует отметить, что его значения меняются в зависимости от количества, геометрических параметров и исполнения эвакуационных путей и выходов из здания. При обеспечении безопасной эвакуации людей значение коэффициента принимается равным 0,999. В свою очередь, при наличии нарушений, препятствующих безопасной эвакуации, его значение принимается равным 0. Оценивая влияние данного коэффициента на итоговое значение риска, можно констатировать, что при наличии нарушений, препятствующих эвакуации людей, итоговое значение риска увеличивается в 1000 раз. К сожалению, таким образом нельзя однозначно оценить влияние отдельно взятых нарушений, влекущих угрозу жизни или здоровью людей. Для этого необходимо проведение исследования с применением методов математического моделирования эвакуации людей из здания и распространения опасных факторов пожара, изложенных в вышеуказанной Методике определения расчетных величин пожарного риска на объектах различных классов функциональной пожарной опасности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что итоговое значение пожарного риска (как основного количественного показателя вероятности негативных последствий) увеличивают нарушения, касающиеся систем противопожарной защиты (АПС, СОУЭ, АУПТ, СПДЗ), а также устройства и содержания эвакуационных путей и выходов.
Следует отметить, что сформированный перечень не распространяется на здания производственного или складского назначения, для которых определение расчетных величин пожарного риска осуществляется по иной методике, а выделение нарушений, создающих угрозы на таких объектах, требует отдельного исследования.
Подводя итог изложенному, можно констатировать, что не всегда достаточно раскрыть конкретное преступление и грамотно провести расследование. Как справедливо отмечают ученые, недопущение совершения преступлений — это уже «перевес» в пользу государства. С точки зрения криминалистической профилактики нарушений требований пожарной безопасности, важно понимать, какие именно нарушения могут повлечь за собой преступные последствия. Владея данной информацией и доводя ее до лиц, на которых возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, можно обеспечить предупреждение в каждом конкретном случае преступления. Исключив нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью людей, можно минимизировать вероятность наступления преступных последствий при возникновении пожара.