Одним из существенных нововведений Федерального закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон о такси) является договор об обеспечении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Согласно статье 13 Закона о такси, в исследуемом соглашении исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий транспортным средством на праве собственности или ином законном основании, а заказчиком выступает физическое лицо, не обладающее легковым такси на праве собственности, но имеющее намерение осуществлять предпринимательскую деятельность с его использованием. Существенные условия исследуемой юридической конструкции определяются перечислением обязанностей исполнителя, к которым относятся (а) предоставление в пользование заказчику транспортного средства, сведения о котором внесены в региональный реестр легковых такси; (б) обеспечение возможностей прохождения заказчиком регламентированных нормативными правовыми актами регулярных медицинских осмотров и контроля технического состояния легкового такси, используемого заказчиком в рамках договорных правоотношений; (в) представление в уполномоченный государственный орган информации об использовании или не использовании заказчиком предоставленных ему возможностей по прохождению медицинских осмотров и контролю технического состояния легкового такси; (г) обеспечение представления заказчиком до начала осуществления перевозочной деятельности в уполномоченный государственный орган уведомления о предоставлении ему в пользование легкового такси и сроке предоставления этого права; (д) содержание легкового такси и осуществление его технического обслуживания.
Считаем, что в наиболее общем виде условия исследуемого соглашения можно подразделить на (а) обязанности, содержащие элементы аренды; (б) обязанности, содержащие элементы возмездного оказания услуг; (в) обязанности, косвенно отражающие публичные интересы и дополнительно обеспечивающие соблюдение правил безопасности осуществления транспортной деятельности. При этом, беря во внимание смешение в исследуемом договоре разнообразных элементов, следует отметить, что для выявления его правовой природы важно руководствоваться именно генеральной целью правоотношений. В это же время, анализируя сущность соглашения также необходимо учитывать особенности его элементов.
Как следует из Закона о такси, для получения разрешения на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси заявителю необходимо предоставить информацию о номерах записей из регионального реестра легковых такси, подтверждающих принадлежность транспортных средств заявителю на праве собственности или ином законном основании. При этом следует отличать принадлежность легкового такси от обособленного права временного пользования вещью, подразумевающего извлечение полезных свойств из имущества, включая возможность получения доходов. Согласно действующему законодательству, по договору аренды арендодатель на возмездной основе предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование (посессорная аренда) или только во временное пользование (непосессорная аренда). При рассмотрении элемента исследуемого договора через призму непосессорной аренды следует учитывать, что в таком соглашении арендодатель будет продолжать осуществлять фактическое господство над вещью, предоставляя арендатору лишь право временного доступа к имуществу. В отличие от указанного, посессорная аренда подразумевает передачу арендодателем фактического господства над вещью арендатору. При этом арендодатель временно перестает контролировать имущество и отстраняется от контакта с ним.
В некоторых случаях, вопрос об отнесении правоотношения сторон к посессорному или непосессорному договору аренды является дискуссионным. Прежде всего, это связано с определением понятия владения в российской цивилистике. В качестве дискуссионных примеров исследователи выделяют краткосрочный исключительный допуск к вещи, находящейся в здании (помещении, участке) и на которую распространяется запрет выноса; краткосрочную аренду недвижимости, предполагающей исключительный контроль арендатора над этим объектом; а также аренду части вещи. Следует отметить, что квалификация договора аренды в качестве непосессорного прежде всего распространена относительно прав пользования недвижимым имуществом или имуществом, на которое распространяется запрет выноса из помещения или иной ограниченной территории.
В части предоставления права временного пользования транспортным средством действующие гражданское законодательство предоставляет возможность сторонам правоотношений использовать различные юридические конструкции. В их числе следует выделить прокат и аренду транспортного средства с экипажем или без экипажа. Объединяющим фактором для таких соглашений является то, что имущество арендодателя предоставляется арендатору во временное владение и пользование (посессорная аренда).
При этом, в связи с тем, что российское законодательство не дает легального определения «владению», российские цивилисты не имеют однозначной позиции относительно содержания данного понятия. Одновременно, определяя объем понятия «владение» в отсутствии легальной дефиниции следует учитывать устоявшуюся практику судебных инстанций. Как указывает А.О. Рыбалов, в настоящее время при разрешении споров выделяется пять видов владения.
Во-первых, выделяют оригинарное и производное владения. Оригинарное подразумевает владение имуществом как своей собственностью и непризнание иной власти над этой вещью, а производное предполагает временное владение имуществом при признании высшей власти над вещью.
Во-вторых, выделяют опосредованное и прямое виды владения. Опосредованным является давностный владелец, который передал имущество во временное владение иного лица. В свою очередь, лицо, которому предоставлено право временного владения вещью, является ее прямым владельцем.
В-третьих, выделяют служебное владение. Данный вид подразумевает владение без собственного интереса (держание, хранение). Сопутствующей обязанностью служебного владельца признается возврат вещи по требованию лица, передавшего её на время.
Возвращаясь к анализу договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси следует признать, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности заказчик самостоятельно контролирует легковое такси. При этом исполнитель должен предоставить заказчику транспортное средство целиком, а не его отдельную часть. В это же время управление легковым такси требует у водителя наличие не только водительского удостоверения, но и регистрационных документов на транспортное средство. Из указанного следует, что исполнитель должен не только предоставить право пользования автомобилем, но и с учетом цифровизации транспортной отрасли предоставить доступ к регистрационным документам легкового такси. Вместе с тем, в процессе осуществления заказчиком перевозочной деятельности исполнитель, оставаясь владельцем транспортного средства, утрачивает фактическое господство над вещью и не влияет на перемещение перевозчиком легковым такси имущества в пространстве в целях осуществления предпринимательской деятельности. Так, в рамках исследуемой договорной конструкции в качестве существенных условий не закрепляется право исполнителя на предварительное «одобрение» заключаемых договоров фрахтования легкового такси или обязанность заказчика заблаговременно отчитываться исполнителю о намерении переместить транспортное средство в пространстве в целях осуществления определенной перевозки пассажира и багажа посредством легкового такси. При этом заказчик признает, что другое лицо обладает правом на используемое им легковое такси. Данное обстоятельство подтверждает, что исполнитель не утрачивает право опосредованного владения имуществом. Вместе с тем стороны соглашения не вступают в трудовые правоотношения из чего следует, что владение транспортным средством не является служебным. К тому же, в случае непрохождения заказчиком регулярных медицинских осмотров и контроля технического состояния легкового такси, исполнитель должен лишь сообщить об этом уполномоченным государственным органам. Соответствующие обстоятельства не закрепляются специальной нормой закона в качестве основания для блокирования исполнителем доступа к легковому такси и не наделяют исполнителя полномочиями принудить заказчика к прохождению медицинских осмотров или контроля технического состояния транспортного средства. Более того, если потенциальный заявитель на получение разрешения для осуществления перевозочной деятельности является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то законодатель для получения права пользования легковым такси не обязует его использовать именно исследуемую договорную конструкцию. Следовательно, индивидуальные предприниматели или юридические лица могут получать право пользования легковым такси на основании договора аренды, при которым передаются права владения и пользования транспортным средством. Учитывая изложенное, считаем, что заказчик в рамках исследуемого соглашения фактически не только наделяется правом пользования легковым такси, но и выступает его прямым производным владельцем.
Помимо указанного, также следует учитывать, что законодатель дополнительно подчеркнул связь исследуемой договорной конструкции с возмездным оказанием услуг. Соответствующее обстоятельство позволяет размышлять о намерении ограничить возможность рассмотрения исследуемого договора в качестве вида арендных правоотношений и дополнительно приблизить его к возмездному оказанию услуг.
Как ранее отмечалось, в рамках исследуемого соглашения к обязанностям исполнителя также относится обеспечение возможности прохождения заказчиком регулярных медицинских осмотров и контроля технического состояния легкового такси. Для проведения медицинских осмотров предпринимателю необходимо не только иметь квалифицированного сотрудника, но и обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности. В свою очередь, профессиональные и квалификационные характеристики работника, осуществляющего контроль технического состояния легковых такси также должны соответствовать законодательным требованиям. Учитывая специфический характер деятельности по проведению медицинских осмотров и контроля технического состояния легкового такси, следует учесть, что исполнитель может либо заключать соответствующие соглашения со специализированными контрагентами, либо при соответствии требованиям законодателя осуществлять соответствующую деятельность самостоятельно.
Заключая договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, потенциальный перевозчик легковым такси фактически освобождается от необходимости самостоятельного поиска контрагентов, получая на возмездной основе доступ к целому комплексу благ. Поскольку исследуемое соглашение первоначально предшествует получению разрешения физическим лицом на осуществление перевозочной деятельности, то изначально в качестве заказчика выступает еще не включенное в реестр перевозчиков легковым такси физическое лицо, а исполнителем является профессиональный предприниматель. В этой связи, представляется понятным намерение законодателя возложить на исполнителя обязанности, позволяющие создать благоприятные условия для лица, имеющего намерение представить заявление о предоставлении разрешения на перевозочную деятельность. Посредством наделения исполнителя комплексом обязанностей происходит централизация необходимых для осуществления перевозочной деятельности мероприятий.
Дополнительно следует учитывать, что отдельные существенные условия исследуемой договорной конструкции фактически опосредуют публичные интересы в сфере контроля за перевозочной деятельностью и могут существовать вне договорной плоскости в качестве императивной нормы закона. В этой связи, представляется возможным ограничить существенные условия сделки, обеспечивающие интересы заявителя в целях осуществления перевозочной деятельности от обязанностей исполнителя, вытекающих из императивных правил поведения в рамках обеспечения транспортной деятельности.
Таким образом, изложенные особенности исследуемых правоотношений отражают основную цель соглашения, демонстрируют индивидуальность юридической конструкции и позволяют рассуждать об отсутствии необходимости её приравнивания к уже существующим видам гражданско-правовых договоров. Дробление исследуемого соглашения на составляющие элементы не является действенным способом для выявления его правовой природы и генеральной цели правоотношений, так как соответствующий подход может способствовать утрате оригинальности и самостоятельности договорной конструкции. Рассмотренная юридическая конструкция освобождает заказчика от необходимости заключения обособленных договоров аренды транспортного средства без экипажа, возмездного оказания услуг по проведению регулярных медицинских осмотров, возмездного оказания услуг по проведению регулярных осмотров технического состояния транспортного средства. При этом, с одной стороны, выделение элементов арендных правоотношений в исследуемой договорной конструкции является обоснованным. С другой стороны, временное пользование транспортным средством не является основной направленностью правоотношений сторон.