Что делать, когда в организации создается комитет по безопасности труда: основные этапы создания
Правовые основы функционирования комитета по безопасности труда на предприятиях заложены в ст. 218 Трудового кодекса РФ. Эта норма определяет, что инициаторами создания подобного комитета на предприятии могут быть как работодатель, так и трудящиеся, лично или в лице их представительного органа. При этом в состав комитета включаются:
- представители от руководства организации;
- делегаты от членов трудового коллектива или профсоюза.
В процессе создания комитета организационное и документальное оформление предполагает прохождение следующих этапов:
- Подача служебной записки или разработка обоснования создания комитета в организации.
Служебная записка используется, как правило, если инициатором создания выступают члены трудового коллектива. В этом документе они одновременно предлагают образование комитета, обосновывают необходимость его организации.
Если руководящая роль в организации комитета принадлежит администрации компании, то на практике в первую очередь готовится проект, концепция или же иной подобный документ, разъясняющий необходимость организации комитета. И в том и в другом случае в число документов могут входить проект приказа о создании комитета и проект Положения о комитете по безопасности труда, которые, как правило, именно на этом подготовительном этапе обсуждаются и корректируются. - Издание приказа о создании комитета.
- Утверждение Положения о комитете.
Приказ о создании комитета: как составить
Законодательство не закрепляет унифицированную форму для приказа о создании комитета по безопасности труда. Поэтому такой приказ составляется в соответствии с внутренними правилами кадрового делопроизводства конкретного предприятия по форме, принятой для подобного рода документов.
Все сведения, включаемые в приказ, можно разделить на две группы:
- Сведения, касающиеся кадрового оформления приказа, в их числе:
- реквизиты предприятия;
- дата, номер и краткое название приказа;
- основания издания документа (ссылки на статьи нормативных актов и тезисы из внутреннего документа-обоснования создания комитета);
- информация об ознакомлении с приказом поименованных в нем лиц;
- подпись руководителя организации.
- Сведения, касающиеся содержания приказа:
- распоряжение о создании комиссии;
- утверждение состава комиссии;
- назначение председателя и секретаря комитета (эта часть может отсутствовать, если дана ссылка на положение о комитете, в котором указанные вопросы делегируются членам комитета и решаются на первом заседании);
- распоряжение о разработке и утверждении положения о комитете либо только об утверждении, если проект положения был подготовлен и согласован ранее;
- список лиц, ответственных за исполнение поручений, и сроки исполнения;
- назначение лица, контролирующего исполнение приказа.
Типовое положение комитета по безопасности труда
Типовое положение о комитете по безопасности труда утверждено приказом Минтруда России от 24.06.2014 № 412н. Положение о комитете, являясь внутренним документом, разрабатывается каждой организацией самостоятельно с учетом особенностей работы отдельного предприятия, но основываясь на Типовом положении. Утверждает Положение о комитете руководитель организации.
Основные разделы, которые необходимо включить в Положение, следующие:
- введение или общие вопросы;
- законодательные основы деятельности комитета;
- задачи комитета;
- функции комитета;
- полномочия комитета, направленные на выполнение поставленных перед ним задач;
- права и обязанности представителей комитета;
- заключительные положения.
Рассмотрим подробнее основные задачи комитета.
Что является основными задачами комитета по безопасности труда
В п. 7 Типового положения о комитете перечислены базовые задачи этого органа, такие как:
- подготовка пакета совместных мероприятий, проводимых представителями администрации, профсоюза и иного делегата от трудового коллектива и направленных на соблюдение законодательных требований по охране и безопасности трудовой деятельности;
- проведение проверочных мероприятий по вопросам состояния условий и охраны труда на производстве, анализ причин производственных травм и профзаболеваний и на основании этого внесение предложений руководству компании по совершенствованию условий и охраны труда;
- оказание помощи службе охраны труда предприятия по просвещению членов коллектива о состоянии условий и безопасности труда на местах работы, о вероятности причинения ущерба здоровью, а также о существующих компенсациях за работу в неблагоприятной рабочей обстановке и средствах индивидуальной защиты от негативных факторов производственной среды.
Наравне с перечисленными задачами Положение о комитете конкретного предприятия может включать иные задачи, исходя из специфики деятельности компании (например, задачи, направленные на минимизацию риска для небезопасных, травмоопасных работ).
В п. 8 Типового положения перечислены основные функции комитета, которые направлены на исполнение поставленных перед ним задач. Это список из 12 пунктов, среди которых, к примеру:
- анализ предложений, предложенных представителями администрации или работников, с целью разработки рекомендаций по совершенствованию условий и безопасности труда;
- оказание помощи работодателю в подготовке и проведении образовательных занятий по вопросам охраны труда;
- другие.
Кто организует работу комитета (план работы)
Исходя из поставленных перед комитетом задач и во исполнение заявленных функций, п. 9 Типового положения определяет круг полномочий членов комитета. Так, в процессе своей рабочей деятельности представители комитета имеют право:
- получать данные о состоянии трудовых условий на предприятии, наличии негативных факторов производства, случаях травматизма или профзаболеваниях, принятых мерах по проблемным вопросам;
- приглашать на заседания комитета и заслушивать представителей администрации, служб и отдельных трудящихся по вопросам безопасности на производстве;
- вносить работодателю предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение требований охраны труда;
- принимать участие в разработке раздела коллективного договора, касающегося безопасности трудовой деятельности по темам, находящимся в ведении комитета;
- давать руководству предложения по вопросам поощрения сотрудников за участие в мероприятиях по безопасности труда;
- принимать участие в разрешении спорных ситуаций (трудовых споров) по вопросам, находящимся в компетенции и ведении комитета.
Комитет по безопасности труда самостоятельно организует свою работу, руководствуясь планом работ. Этот документ принимается на определенный период (год, полугодие, квартал и т. д.) на заседании комитета и утверждается его председателем. Рабочий план комитета представляет собой список вопросов, требующих решения, с перечнем запланированных действий и сроками их выполнения.
Таким образом, процедура организации работы комитета по безопасности труда на конкретном предприятии требует внимания к деталям и учета условий действующего законодательства. Общие рекомендации по организации комитета, отраженные в статье, помогут не допустить ошибок при его создании.
Я считаю, что не стоит разрушать то, что уже и так существует на бумаге. Я, скорее, придерживаюсь принципа, что работодатель должен предоставить своим работникам возможность отстаивать свои права и интересы, в том числе путем создания комитета по охране труда. А почему нет? В особенности это касается случая, когда нет профсоюза. А уже будут ли пользоваться такой возможностью работники – это другой вопрос. Я думаю, что наличие данного органа будет положительно характеризовать вашу организацию перед трудовой инспекцией, что немаловажно. Вы можете обновить состав комитета. Именно от активности состава органа и будет зависеть, существует он только на бумаге или реально повышает результативность работы, направленной на улучшение условий труда коллектива. Однако, если все-таки очень хочется убрать комитет, то обязательно документально оформите решение о его ликвидации.