Кто осуществляет комплекс мер по охране труда в Российской Федерации
Система государственного управления охраной труда осуществляется в форме регламентирования общих тенденций политики государства в этой сфере правоотношений, формирования правовой базы и установления общеобязательных правил, а также выполнения контролирующих и надзорных функций.
Кто осуществляет государственное управление охраной труда? На практике каждое из указанных направлений реализуется в конкретных мероприятиях уполномоченных органов. В частности, Минтруд РФ имеет следующие полномочия в рамках поручений Правительства РФ:
- по подготовке и утверждению комплексных программ, направленных на развитие системы безопасных факторов труда;
- подготовке проектов нормативных актов федерального значения, их общественному обсуждению и утверждению;
- формированию свода общеобязательных норм и требований для обеспечения безопасности трудовой деятельности.
Спектр функций иных органов власти, и прежде всего Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), включает осуществление практических мероприятий, направленных на соблюдение стандартов безопасности условий труда.
ВАЖНО! Полный перечень прав и обязанностей территориальных органов Роструда регламентирован в постановлении Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Проведение проверок проходит с учетом региональных нормативных актов, принятых в целях исполнения положений ст. 216 ТК РФ.
Помимо Роструда вопросами обеспечения безопасности работников занимаются профильные министерства и ведомства федерального и регионального уровней (например, в сфере атомной промышленности данной компетенцией обладают государственная корпорация «Росатом» и Ростехнадзор, а на уровне субъектов РФ — Министерства (департаменты) топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства или аналогичные органы). Перечень их компетенций в указанной сфере определяется как нормативными актами общего действия, так и отдельными указами и распоряжениями высших должностных лиц государства и профильных ведомств.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и ее роль в системе управления
Помимо профильного постановления № 875 базовые принципы функционирования и структурного подчинения инспекции определены гл. 57 ТК РФ (ст. 353–369 ТК РФ).
Роструд, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляет общий надзор за исполнением трудового законодательства в России. В регионах эти функции выполняют территориальные подразделения — Государственные инспекции труда (ГИТ), действующие в каждом субъекте страны. К общим полномочиям инспекций, помимо прочего, относятся:
- выполнение комплекса действий по обнаружению и пресечению случаев нарушения норм и правил в сфере трудовой деятельности;
- контрольные и надзорные функции по отношению к работодателям, а также профильные проверки по особо опасным видам производственной деятельности;
- обработка жалоб и сообщений о несчастных случаях в сфере производственных отношений, принятие мер для их профилактики, расследование обстоятельств с целью привлечения к ответственности;
- осуществление экспертизы факторов трудовой деятельности, контроль за проведением аттестации рабочих мест;
- иные полномочия, определенные ст. 356 ТК РФ и постановлением № 875.
Территориальная государственная инспекция по охране труда включает штат инспекторов, перечень полномочий которых определен ст. 357 ТК РФ.
ВАЖНО! Только инспекторы ГИТ уполномочены проводить проверки организаций и предпринимателей на предмет выполнения требований по безопасности труда, защиты прав работников, а также оформлять предписания об устранении выявленных нарушений. Исключения предусмотрены для отдельных видов производственной деятельности (ст. 366–369 ТК РФ).
Система функционирования Роструда подразумевает четкую иерархию территориальных подразделений и должностных лиц, позволяющую проводить плановые и внеплановые проверки работодателей во всех сферах производственной деятельности.
В чем заключается надзор и контроль за охраной труда
Государственный контроль и надзор за охраной труда реализуется по следующим направлениям, предусмотренным гл. 57 ТК РФ:
- общий контроль (надзор) за выполнением работодателями обязательных норм и правил законодательства и подзаконных актов;
- контрольные (надзорные) функции в сфере безопасных условий проведения работ по отдельным видам деятельности: опасные промышленные объекты, энергетические комплексы и установки;
- надзор за выполнением требований ядерной и радиационной безопасности в процессе трудовой деятельности на данных объектах;
- надзор в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических факторов применительно к условиям труда.
Осуществлением указанных мероприятий могут заниматься только должностные лица Роструда и ГИТ (полномочия предусмотрены ст. 356-357 ТК РФ), прокуратуры РФ (полномочия предусмотрены разд. 3 закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-I), а также федеральных органов, уполномоченных на охрану труда в профильных сферах деятельности — Ростехнадзор и Роспотребнадзор (общие полномочия данных служб определены в ст. 366–369 ТК РФ).
ВАЖНО! По итогам проведения плановых и внеплановых проверок условий деятельности указанные органы и их должностные лица имеют право выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также привлечь виновных лиц к ответственности.
Система мер государственного управления является эффективным методом соблюдения прав работников на безопасные условия труда. Гарантии указанных прав обеспечиваются контрольными и надзорными функциями государственных органов в указанной сфере, позволяющими оптимальным способом добиться соблюдения установленных норм и правил.