Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.
Законодательство о госзакупкахов (основные документы)
Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.
Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:
- Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:
- В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
- Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
- Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.
Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.
Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ
Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.
По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):
- государственный орган или орган муниципальной власти;
- орган управления государственным внебюджетным фондом;
- бюджетное или казенное учреждение;
- корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).
При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):
- Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
- Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
- Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
- Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
- Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
- В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.
Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках
Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:
Часть 1
- Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6–12):
- открытость и прозрачность в сфере информации;
- обеспечение конкуренции;
- профессионализм заказчиков;
- единство контрактной системы;
- другие.
Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.
- Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
- Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
- общие основы проведения закупок;
- порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
- закрытые способы определения поставщика;
- порядок закупок у единственного поставщика;
- процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.
Часть 2
Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.
- Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
- В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
- установление перечня контролирующих органов;
- определение форм проведения контроля;
- порядок осуществления контроля;
- правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
- Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
- В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
- Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
- порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
- переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
- положения о вступлении закона в силу.
Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?
223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:
- государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
- дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
- дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.
Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:
- Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
- Закупки производятся:
- за счет грантов;
- за счет субсидий из бюджетов;
- со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
- ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
- из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
- ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ
В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.
Нормы закона 223-ФЗ определяют:
- цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
- правовые основы закупки;
- принципы и основные моменты при проведении закупки;
- информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
- контролирующие мероприятия при проведении закупок;
- ответственность за нарушение законодательства о закупках.
Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?
Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.
Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.