Как изменились правила госзакупок в связи с карантином

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Закупки во время карантина не всегда могут выполняться в полном объеме — сказывается влияние ограничений, введенных на законодательном уровне. В статье расскажем, какое влияние пандемия коронавируса оказала на исполнение госконтрактов и какие изменения в законодательство в связи с этим внесены.

Как пандемия оказывает влияние на госзакупки

Государственная закупка (госзакупка, госконтракт) — это контракт, заключаемый государственным или муниципальным учреждением и финансируемый за счет средств бюджета (федерального, регионального или муниципального). Госконтракты заключаются по особым правилам — это нужно для того, чтобы обеспечить целевое расходование бюджетных средств.

В условиях пандемии коронавируса заключение и исполнение госконтрактов, как и других гражданско-правовых договоров, оказалось под угрозой. Сложности связаны с тем, что весь апрель и часть мая (а что будет дальше — пока неизвестно) были нерабочими для части российских организаций. Кроме того, из-за проблем с логистикой сорваны многие поставки — в таких условиях работать по-прежнему стало невозможно.

Изменение правил госзакупок на время карантина

Коронавирус - форс-мажор по госконтракту. Это признали Минфин, МЧС и ФАС России (см. письмо Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 «О признании…»от 03.04.2020).

1 апреля 2020 года вступил в силу федеральный закон «О внесении…» от 01.04.2020№ 98-ФЗ, который скорректировалположения закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44 (этот закон определяет порядок и правила осуществления госзакупок). Ключевые изменения следующие:

  • Штрафы и пени, начисленные поставщикам, пострадавшим от коронавирусной инфекции, будут списаны (ч. 42.1 ст. 112 ФЗ № 44).
  • Заказчики могут не требовать обеспечения исполнения контракта у предприятий — субъектов малого и среднего бизнеса, а также у социально ориентированных некоммерческих организаций, если контракт не предусматривает авансирования (ч. 64 ст. 112 ФЗ № 44).
  • По соглашению сторон могут быть изменены срок исполнения контракта, его цена или цена единицы товара (работы, услуги), а также размер аванса (при его наличии), если будет доказано, что невозможность исполнения контракта на прежних условиях обусловлена распространением коронавируса. Таким доказательством может стать письменное подтверждение, выданное, например, органом исполнительной власти субъекта РФ (ч. 65 ст. 112 ФЗ № 44).
  • Нарушение срока исполнения одного из этапов контракта влечет взыскание неустойки исходя из цены этого этапа за вычетом исполненного на данном этапе (ч. 7 ст. 34 ФЗ № 44). Ранее пени считали из цены всего контракта.
  • У единственного поставщика на основании п. 9 ч. 3 ст. 93 ФЗ № 44 можно закупать любые товары, работы или услуги, до тех пор пока введен режим повышенной готовности.

Важно! Госконтракт нельзя расторгнуть в одностороннем порядке только из-за того, что влияние коронавируса помешало его надлежащему исполнению (ст. 95 ФЗ № 44). Законодатель освобождает добросовестного исполнителя от наложения штрафов и неустоек, но не от обязательств по исполнению.

Ограничения на закупку товаров определенных категорий

С 1 мая 2020 года установлен запрет на закупку для обеспечения государственных и муниципальных нужд определенных промышленных товаров иностранного производства (см. постановление Правительства РФ «Об ограничениях…» от 30.04.2020 № 617). В перечне товаров, подпадающих под запрет, 125 позиций,в том числе продукция для детей, одежда, обувь.

Указанное ограничение на закупки в период коронавирусане действует, если:

  • вид закупаемого товара вообще не производится в России, то есть отсутствуют аналоги отечественного производства;
  • закупается одна единица товара стоимостью не более 100 тыс. руб.;
  • закупается совокупность товаров общей стоимостью менее 1 млн руб.;
  • товар приобретается для нужд ФСБ, МВД, СВР, ФСО, Минобороны, Росгвардии, Управления делами Президента РФ.

Исчисление сроков для проведения закупки в период пандемии

6 апреля 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ «Об особенностях…» от 03.04.2020 № 443, которое установило следующие правила исчисления сроков при проведении госзакупок:

  • В течение нерабочих дней сроки, подлежащие исчислению в рабочих днях, должны исчисляться в календарных днях; при этом суббота и воскресенье при расчете не учитываются.
  • Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается этот нерабочий день, за исключением случаев, когда этот день выпадает на субботу или воскресенье — при таких условиях днем окончания срока будет считаться первый после выходных понедельник.
  • При направлении проекта контракта победителю торгов заказчик вправе увеличить установленный условиями закупки срок его исполнения, но не более, чем на количество нерабочих дней, предоставленных в апреле Указом Президента РФ «О мерах…» от 02.04.2020 № 239.

***

Итак, действующее законодательство, регулирующее порядок проведения госзакупок, претерпело временные изменения — участники таких закупок получили послабления. Кроме того, Правительством РФ наложены ограничения на закупку отдельных категорий товаров, определен порядок исчисления сроков по госконтрактам, заключаемым и исполняемым в период нерабочих дней, установленный президентом. 

Еще больше материалов по теме — в рубрике«Госзакупки».

Источники:
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал