Договор франчайзинга

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

В ходе своей профессиональной деятельности многие предприниматели регулярно оформляют различные соглашения. Особым видом бизнеса уместно считать франчайзинг, при котором начинающий предприниматель может сразу использовать ряд исключительных прав на определенный бренд. Однако для того, чтобы подобная деятельность могла правомерно реализовываться, сторонам в первую очередь необходимо оформить соответствующее соглашение.

Понятие и сущность договора франчайзинга

Договор франчайзинга по ГК РФ (коммерческой концессии) – это особый вид контракта, исходя из которого одна сторона, признающаяся правообладателем, передает другой стороне, считающейся пользователем, исключительные права на использование в бизнес-деятельности определенного комплекса интеллектуальных ресурсов. При этом договор может оформляться как на конкретный срок, так и бессрочно. На основании ст. 1027 ГК РФ, права могут передаваться пользователю на такие объекты как товарный знак, коммерческие обозначения, ноу-хау и прочие позиции, принадлежащие правообладателю.

Суть франчайзинга заключается в том, чтобы правообладатель мог расширить границы собственного бизнеса, а пользователь – смог начать ведение предпринимательской деятельности с использованием уже известного бренда, что существенно сократит ряд затрат, например, на рекламу.

Помимо прав, передаваемых второй стороне договора, также передается комплекс знаний, программы обучения персонала, помимо прочего, правообладатель дополнительно оказывает информационную поддержку. Фактически, основная компания также заботится о собственной репутации, заключая договор франчайзинга.

Рассматриваемое соглашение регламентируется разделом 7 ГК РФ о лицензионном договоре. При этом нормы отмеченного норматива не должны противоречить гл. 54 ГК РФ, а также сущности соглашения франчайзинга. Так, к субъектам подобного сотрудничества уместно отнести следующих лиц:

  • коммерческие предприятия;
  • предприниматели, ведущие собственный бизнес.

Рассматриваемое соглашение в обязательном порядке должно оформляться в письменном виде. Обеспечение возможности применения в работе комплекса прав, принадлежащих правообладателю, в соответствии со ст. 1028 ГК РФ, требует регистрации в федеральной структуре исполнительной власти касательно интеллектуальной собственности. Если данная необходимость будет проигнорирована сторонами, то сделка будет считаться аннулированной или несостоявшейся.

Только после государственной регистрации договор франчайзинга наделяется юридической силой для третьих лиц. В случае, когда в соглашение вносятся корректировки, их также следует регистрировать.

Существенные условия и содержание договора франчайзинга

Предметом рассматриваемого соглашения считается передаваемый пользователю набор имущественных прав, учитывающий возможность использования элементов индивидуализации (например, товарный знак), а также секретные сведения (например, разработки ноу-хау). Помимо отмеченного, к существенным условиям контракта также относится вознаграждение. Исходя из ст. 1030 ГК РФ, пользователь может предоставлять правообладателю вознаграждение в следующих вариантах:

  • фиксированные платежи, которые устанавливаются на этапе оформления договора. Такие выплаты носят регулярный характер и не зависят от прибыльности франшизы;
  • отчисления от полученной выручки или часть наценки на оптовую цену продукции;
  • в любой иной форме, удобной для обеих сторон. Основным требованием в данном случае является фиксация способа выплат в соглашении.

Содержание соглашения выражается в перечне обязанностей обеих сторон. Так, в соответствии со ст. 1031 ГК РФ, в образце договора франчайзинга зачастую приводятся такие обязанности правообладателя:

  • передать оппоненту всю необходимую техническую и коммерческую документацию, а также обеспечить другую информацию, которая потребуется субъекту при реализации получаемых по соглашению прав;
  • провести инструктаж контрагента и его персонала относительно всех вопросов, возникающих по факту реализации полученных прав;
  • провести процедуру государственной регистрации обеспечения рассматриваемых прав по договору франчайзинга, в соответствии с требованиями ст. 1028 ГК РФ;
  • содействовать и помогать пользователю в ходе его бизнес-деятельности. Например, предоставлять по запросу консультации, организовывать повышение квалификации работников и проч.;
  • обеспечить контроль качества изготовляемых товаров или реализуемых услуг.

В свою очередь, к обязанностям пользователя уместно отнести:

  • применение товарного знака, а также иных элементов индивидуализации, полученных от правообладателя;
  • обеспечение должного контроля за качеством изготовляемых продуктов или реализуемых услуг;
  • соблюдение полученных инструкций и положений правообладателя, которые нацелены на поддержание высокого уровня качества товаров или услуг, включая необходимость определенного оформления торговых и производственных помещений;
  • оказание клиентам всех дополнительных услуг, которые бы субъекты могли получить, оформляя заказ непосредственно у правообладателя;
  • оформление соглашений субфранчайзинга, если подобная возможность предусматривается основным контрактом;
  • содержание полученных секретных сведений в тайне;
  • обеспечение клиентов всей необходимой информацией относительно особых предложений компании.

К ничтожным условиям договора франчайзинга уместно отнести обязанность пользователя реализовывать продукцию, исполнять работы или услуги только тем клиентам, которые располагаются на аналогичной территории. Данное правило фиксируется в ст. 1033 ГК РФ.

Исполнение и прекращение договора франчайзинга

В рассматриваемом контракте должны соблюдаться принципы, не противоречащие антимонопольному законодательству РФ. Так, в частности, к иным обязанностям пользователя уместно отнести следующие позиции:

  • отсутствие конкуренции с правообладателем на той территории, где актуально действие соглашения франчайзинга;
  • пользователь не должен оформлять договоры франчайзинга с конкурентами правообладателя, в том числе, с потенциальными;
  • наличие обязанности реализовывать продукцию или услуги по тем ценам, которые были установлены правообладателем;
  • конкретный пользователь должен действовать только в рамках той территории, относительно которой заключалось соглашение;
  • наличие обязанности пользователя согласовывать с партнером место локализации торговых помещений, являющихся основными точками получения прибыли и привлечения клиентов.

Также следует рассмотреть, какая может наступать ответственность для правообладателя:

  • субсидиарная. Предполагается такой вид ответственности, когда клиент выдвигает пользователю претензию относительно низкого качества продукта, полученного от правообладателя в готовом виде;
  • солидарная. В данном случае претензии к пользователю выставляются клиентом относительно продукции, которую субъект изготовил самостоятельно по соглашению франчайзинга.

В случае смены правообладателя это не означает необходимость расторжения рассматриваемого соглашения. Все последующие корректировки, если таковые будут, должны оформляться в стандартном порядке. Если же правообладатель погибнет, его права и обязательства будут переданы наследнику. Однако последнее актуально только в том случае, если наследник оформит ИП на протяжении полугода с момента смерти предыдущего правообладателя. В противном случае соглашение франчайзинга расторгается.

Помимо регистрации, в соответствии со ст. 1037 ГК РФ, отмеченной процедуре также подлежит досрочное расторжение контракта и расторжение соглашения, в котором изначально не был прописан срок.

Любой контрагент может стать инициатором расторжения договора. Для этого потребуется оповестить оппонента:

  • если речь идет о соглашении, в котором не был отмечен срок актуальности, то извещение о прекращении сотрудничества необходимо предоставить контрагенту, как минимум, за полгода до планируемой даты;
  • в случае, когда дело касается досрочного расторжения контракта, если договором предусматривается возможность денежной компенсации подобного решения, то извещение должно быть направлено контрагенту, как минимум, за 30 дней.

При этом правообладатель может прекратить исполнение соглашения в таких ситуациях:

  • пользователь нарушил условия соглашения, произведя некачественные продукты;
  • пользователь грубо нарушил положения нормативов и/или инструкций правообладателя;
  • вознаграждение по договору франчайзинга не было предоставлено пользователем в оговоренный документом срок.

Важно подчеркнуть, что односторонний отказ правообладателя от дальнейшей реализации соглашения уместен в тех обстоятельствах, когда пользователь отказал партнеру в устранении допущенных субъектом нарушений, либо нарушения были допущены пользователем повторно в рамках 1-го года с момента предыдущего проступка.

Договор также будет прекращен в условиях, если одна из сторон будет официально признана банкротом, не способным к дальнейшему сотрудничеству.

Особенности регистрации договора франчайзинга в Роспатенте

Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) – структура, подведомственная Роспатенту, в которой необходимо зарегистрировать соглашение франчайзинга. В первую очередь необходимо отметить, что товарный знак должен быть заблаговременно зарегистрирован в Роспатенте правообладателем. При этом время регистрации – приблизительно 1,5 года с даты предоставления заявления. Все хозяйственные операции с отмеченным знаком на протяжении указанного периода будут фиксироваться, включая его передачу по соглашению франчайзинга.

Ноу-хау зарегистрировать сложнее, так как в соответствии с ГК РФ это – коммерческая тайна. Она не требует наличия патента. Однако практика демонстрирует, что зачастую под ноу-хау в ходе оформления франшизы подразумевается особая полезная модель бизнеса, которую также необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Фактически, в отмеченной структуре регистрацию проходит не само соглашение франчайзинга, а факт передачи прав пользования товарным знаком и ноу-хау от одной стороны другой.

Регистрация товарного знака стоит денег. Так, госпошлина на первый подобный элемент составляет 13.500 руб., а на остальные – 11.500 руб. В свою очередь, госпошлина на полезную модель составит 3300 руб. за первую, и 1700 руб. – за последующие.

Таким образом, договор франчайзинга – это особое соглашение, которое заключается на ряд интеллектуальных прав. Его необходимо грамотно оформить, а также провести государственную регистрацию. Без отмеченной процедуры договор не будет иметь должной юридической силы.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал