Фирменное наименование и его выбор
Фирменное наименование (далее также — имя, название) — это обязательный атрибут индивидуализации для коммерческих организаций. Оно состоит из двух частей:
- Указания на организационно-правовую форму.
- Собственно названия предприятия. При этом оно не может состоять только из указания рода деятельности (например, нельзя назвать организацию «Стоматологическая клиника»).
Наименование выбирается учредителями самостоятельно, однако перед принятием окончательного решения во избежание повтора проверить выбранное название через сервис официального сайта Федеральной налоговой службы РФ «Проверь себя и контрагента» (https://egrul.nalog.ru/):
- В критериях поиска кликаем по вкладке «Юридическое лицо» и выбираем поиск по наименованию юр. лица.
- Далее в поле «Наименование» вводим выбранное имя.
- Далее указываем регион в поле «Регион места нахождения». Если нужна проверка по всей территории РФ, никакого региона места нахождения выбирать не следует.
- Затем вводим проверочный код (цифры с картинки) и нажимаем кнопку «Найти».
Отсутствие результатов означает, что наименование свободно от прав третьих лиц. При этом стоит знать, что и наличие в реестре фирм с таким же именем не является препятствием для регистрации новой организации, если уже существующая компания осуществляет деятельность в иной сфере.
С какого момента у юридического лица возникает право на охрану фирменного наименования?
После того как участники организации (акционеры и др.) определятся с фирменным наименованием:
- название утверждают решением общего собрания;
- включают его в учредительный документ (устав);
- готовят и подают пакет документов на государственную регистрацию в налоговый (регистрирующий) орган.
Таким образом, легализация фирменного наименования — это один из элементов государственной регистрации факта создания компании или внесения изменений в учредительные документы (в части нового наименования). С момента включения соответствующей записи в ЕГРЮЛ у предприятия возникает право на фирменное наименование и его охрану. Соответственно, прекращается оно с момента исключения имени из реестра вследствие ликвидации самой организации или изменения названия.
Никаких других действий по юридической фиксации фирменного наименования не требуется, иных реестров (перечней) фирменных наименований не существует. Если фирменное наименование включается в коммерческое обозначение или товарный знак, то охрана фирменных наименований осуществляется независимо от регистрации организации в государственном реестре.
Правовая охрана фирменных наименований в судебных органах
Как уже упоминалось, законодательством не запрещена регистрация нескольких компаний с идентичными названиями. В то же время закреплена возможность отстаивать право на фирменное наименование (п. 4 ст. 1474 ГК РФ). Воспользоваться этой прерогативой можно при соблюдении трех условий:
- Наименования одинаковы или похожи до степени смешения. Обратите внимание, что различие в организационно-правовой форме не исключает нарушения (п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 № 122).
- Нарушитель осуществляет свою деятельность в той же сфере.
- Защищающий свое название зарегистрировал его первым (независимо от того, кто раньше начал вести фактическую деятельность).
Отметим, что п. 4 ст. 1474 ГК РФ распространяется только на взаимоотношения юридических лиц. Если тождественное имя использует, например, предприниматель, он будет нести ответственность за нарушение исключительных прав (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).
Споры об именах рассматриваются в арбитражных судах в порядке искового производства (п. 58.6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 «О некоторых вопросах…» от 26.03.2009). Истцом может выступать только правообладатель. Никаких досудебных процедур для этой категории заявлений не предусмотрено.
В качестве меры ответственности можно выдвинуть одно из двух требований:
- прекращение использования имени;
- изменение названия.
Кроме того, в любом случае субъект, чье право на фирменное наименование нарушено, может просить также о возмещении убытков — как нанесенного ущерба, так и упущенной выгоды.
Удостоверяющий имущественные права на фирменное наименование документ
Для начала следует разобраться, каково содержание прав обладателя фирменного имени. В силу пп. 1, 2 ст. 1474 ГК РФ компания правомочна использовать свое название различными законными способами:
- указывать в рекламе;
- вносить в официальные бланки;
- включать в товарные знаки;
- проставлять на создаваемой продукции и т. д.
При этом права распоряжаться своим наименованием (например, продавать его или отдавать в пользование) организация не имеет. Такой запрет вытекает из сущности рассматриваемого понятия, поскольку фирменное имя — это способ индивидуализации конкретного предприятия.
Так как название компании является частью сведений о ней в ЕГРЮЛ, то и подтверждать свое право на фирменное наименование можно:
- листом записи в ЕГРЮЛ;
- выпиской из ЕГРЮЛ.
Срок действия выписки зависит от того, какие требования к ней выдвигает запрашивающая организация. Однако если рассматривать этот показатель в связи со сроками внесения изменений в ЕГРЮЛ (5 рабочих дней), то можно сделать вывод, что он не может превышать 7 календарных дней.
***
Итак, охрана фирменного наименования начинается с момента внесения его в ЕГРЮЛ и заканчивается моментом исключения из указанного реестра. Законом предусмотрена защита исключительного права на имя от копирования его полностью или частично. При этом нарушитель не только прекращает дальнейшее использование чужого фирменного наименования, но и возмещает убытки.