Кому и куда можно жаловаться на действия чиновника
Порядок подачи жалоб и требования к их содержанию определяются нормами ФЗ «О порядке...» от 2.05.2006 № 59-ФЗ.
Согласно ст. 4 ФЗ № 59 жалобой является просьба гражданина, направленная в государственные органы с целью восстановления его нарушенных прав.
Жалоба подается письменно либо в форме электронного документа (ст. 7 ФЗ № 59). При решении вопроса о том, кому именно следует адресовать жалобу, следует руководствоваться следующим:
- Жалоба на чиновника подается его руководителю (руководителю органа власти, в котором он состоит на службе).
- Жалоба на действия или бездействие органа власти подается в вышестоящий орган власти согласно административной иерархии.
- Жалоба может быть адресована в прокуратуру.
- Можно защитить свои права в судебном порядке. Таким способом могут обжаловаться решения, действия (бездействие), которыми нарушаются права и свободы граждан.
Письменную жалобу можно подать лично в орган власти, отправить по почте или в электронной форме. В ней помимо описания нарушения указывают:
- инициалы и должность лица, которому адресуется жалоба (название органа власти);
- инициалы заявителя, его адрес;
- просьбу о признании незаконным решения или действий (бездействия).
Жалоба подписывается гражданином. В случае необходимости к ней прилагаются копии документов, на которые делается ссылка в тексте.
О том, как правильно составить текст жалобы, читайте в нашей тематической статье.
Как подать жалобу в электронном виде
Требования к письменным и электронным жалобам закреплены в ст. 7 ФЗ № 59.
Электронное обращение подается через сайт госоргана (при наличии), действия должностных лиц которого обжалуются, либо через портал «Госуслуги».
Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ № 59 в электронной жалобе указывают:
- фамилию и инициалы гражданина;
- адрес электронной почты, куда орган власти направит ответ.
Указывать почтовый адрес, телефон и другие данные о заявителе необязательно. Электронная подпись для подачи жалобы также не требуется.
К тексту жалобы гражданин может приложить подтверждающие его правоту документы в виде электронных образов.
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ № 59 жалоба (как письменная, так и электронная) должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее регистрации в органе власти. В случае соблюдения требований ФЗ № 59 к содержанию жалобы гражданин получит ответ по существу поставленных в ней вопросов.
***
Таким образом, все вопросы подачи жалоб на действия чиновников достаточно подробно расписаны в ФЗ № 59. А содержание ответа будет во многом зависеть от полноты и грамотности поставленных в жалобе вопросов.
Больше полезной информации по теме ― в рубрике «Жалобы».