Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов важно соблюсти при оспаривании налогоплательщиком действий или бездействия работников данной структуры. Как это правильно сделать и куда подать жалобу, вы узнаете из нашей статьи.
Обжалование действий налогового органа (порядок, сроки, виды решений)
Защитить свои права можно как путем направления жалобы в адрес вышестоящего налогового органа либо вышестоящего лица, так и в судебном порядке. Порядок обжалования при этом регулируется ст. 138 Налогового кодекса РФ.
В первом случае срок направления жалобы — 12 месяцев с момента получения заявителем информации о том, что его права были нарушены (п. 2 ст. 139 НК РФ). При превышении положенного срока он подлежит восстановлению принимающей стороной, если основание его несоблюдения будет признано уважительным. При отказе к принятию или неудовлетворении результатом обжалования заявитель вправе обратиться в суд.
Оспорить действия или бездействие сотрудника налоговой в судебном порядке можно лишь после направления соответствующего ходатайства в вышестоящий орган и получения неудовлетворительного результата (п. 2 ст. 138 НК РФ). Заявление составляется в письменной форме с указанием нарушений и обоснованием претензий. Время рассмотрения — 1 месяц.
Согласно п. 3 ст. 140 НК РФ, по результатам проверки возможно:
- оставление заявления без удовлетворения;
- полная либо частичная отмена составленного акта с назначением повторной ревизии;
- отмена вынесенного постановления с прекращением производства по данному делу;
- изменение решения с вынесением другого постановления;
- признание действий или бездействия должностных лиц незаконными с вынесением соответствующего постановления.
Заявитель должен быть уведомлен о решении в письменной форме в течение 3 дней после его вынесения.
Когда жалоба не будет принята
Несмотря на то что заявление об обжаловании действий сотрудников налоговой составляется в свободной форме, есть определенные требования, от соблюдения которых зависит его принятие. Так, документ не будет рассматриваться:
- при несоблюдении сроков его предоставления;
- отсутствии обоснований претензий;
- повторной подаче заявления до рассмотрения предыдущего;
- наличии информации о вступлении в силу судебного решения по вопросам, отраженным в заявлении.
***
Как видите, обжаловать решения налоговых инспекций и их служащих имеет право любой налогоплательщик. При этом жалобу можно направить как в вышестоящие органы, так и в суд. Главное, правильно ее составить и соблюсти необходимые требования при подаче.