Куда жаловаться на страховую компанию

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Куда жаловаться на страховую компанию? Такой вопрос, к сожалению, часто возникает у людей, столкнувшихся с недобросовестностью страховщиков. Идет ли речь об ОСАГО, КАСКО, о страховании других рисков — недобросовестная компания может не только изрядно испортить настроение клиенту, но и причинить ему немалый ущерб своими действиями. О том, как бороться с недобросовестными страховщиками, и расскажем в нашей статье.

Куда пожаловаться на страховую компанию ее клиенту

Страховая компания — это организация, которая предоставляет клиентам возможность защиты их имущественных интересов в случае воздействия различных внешних обстоятельств. Суть страхования заключается в следующем: клиент (страхователь) приобретает страховой полис за определенную плату, а страховая компания (страховщик) обязуется выплатить ему установленную сумму денежных средств при наступлении страхового случая.

Застраховать можно жизнь, здоровье, имущество и иные ценности. Однако при наступлении страхового случая далеко не все страховщики выплачивают компенсацию в полном размере, нарушая тем самым условия заключенного соглашения. В подобной ситуации действия страховой компании можно и нужно обжаловать. Для этого можно обратиться:

  • к руководству страховой компании с письменной претензией — такой способ поможет, если в назначении компенсации отказывает рядовой сотрудник страховщика;
  • в суд или прокуратуру;
  • в иные структуры, обладающие полномочиями рассматривать обращения граждан, например Роспотребнадзор.

Специфическим случаем нарушения прав страхователя является так называемое навязывание ему дополнительных страховых услуг. Так, некоторые страховые компании отказываются продавать полисы в том случае, если клиент не хочет приобрести дополнительную страховку — например, застраховать жизнь при приобретении полиса ОСАГО. Если компания, устанавливающая подобные условия, является единственным страховщиком в населенном пункте, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу с требованием о проверке законности действий страховщика, нарушающего право страхователя на приобретение только тех услуг, которые ему действительно необходимы.

Куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО

Поскольку самым распространенным видом страхования является ОСАГО, дальше мы будем говорить о нем. Однако все сказанное вполне применимо и к другим видам страхования.

Итак, произошел страховой случай — ДТП, машина разбита. По результатам рассмотрения в ГИБДД или по договоренности между участниками (законодательство допускает и такой вариант) установлено, что виновны в этом не вы, вам должны возместить ущерб (см.: «Как оформить ДТП без ГИБДД? Процедура оформления ДТП по европротоколу»). Однако страховая компания, в которой оформлял ОСАГО виновник, демонстративно отказывается платить. Что делать в этом случае?

Здесь алгоритм действий будет таким:

  1. Претензия о выплате страховой суммы. В страховую компанию направляем претензию. Она составляется в письменном виде, в произвольной форме. Главное, чтобы в ней было указано, какой именно страховой случай произошел, по какой причине было отказано в выплате и почему отказ этот не является обоснованным. Письмо для верности следует либо передавать в офис компании в двух экземплярах, на одном из которых сотрудник страховщика ставит отметку о приеме, либо, что еще лучше, послать по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Этот способ абсолютно надежен, т. к. ни при каких обстоятельствах страховщик уже не сможет сослаться на то, что документ он якобы не получал. Почта не имеет заинтересованности в рассмотрении дела, а штамп и подпись оператора на описи подтвердят, что именно этот документ был послан в компанию.
  2. Ждем определенное время. Лучше всего дать на рассмотрение страховщику 10-14 дней.
  3. Не получили ответа либо получили отказ — готовим документы в суд.

Исковое заявление против страховщика

Чтобы взыскать страховые выплаты через суд, потребуется составить исковое заявление. Его составление можно поручить профессионалам из любой адвокатской конторы или юридической фирмы либо сделать это самостоятельно, благо что образцов в Интернете сейчас немало.

В иске следует описать:

  • обстоятельства ДТП;
  • результаты происшествия и причиненный ущерб (лучше всего, если ущерб будет подтвержден заключением независимого эксперта-оценщика);
  • реакцию страховой компании: отсутствие выплаты в установленные сроки либо прямой отказ в выплате (в последнем случае необходимо будет к иску приложить копию ответа страховщика);
  • причины, по которым отказ является незаконным (если такой отказ был);
  • требование о выплате суммы ущерба и дополнительно понесенных расходов (помимо собственно ущерба можно взыскать расходы на оплату оценщика, юриста-представителя и т. д.).

Иск вместе с прилагаемыми к нему документами направляется в суд по адресу того филиала страховой компании, который отказал в выплате.

Что еще можно сделать кроме суда

В некоторых случаях жаловаться можно не только в суд. С просьбой о проверке законности действий страховщика обращаются и в прокуратуру. Подается жалоба одним из следующих способов:

  1. Лично в территориальное отделение прокуратуры.
  2. Заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
  3. Электронным обращением через интернет. Для этого потребуется:
    • перейти на сайт Прокуратуры РФ;
    • выбрать свой регион;
    • на открывшейся странице найти ссылку на сайт прокуратуры своего региона;
    • на сайте найти раздел «Электронная приемная» или «Интернет-приемная»;
    • заполнить представленную форму и при необходимости прикрепить к ней сканы документов, подтверждающих обоснованность подачи жалобы.

Если компания отказала не в выплате, а в заключении договора, можно подать заявление в союз защиты прав страхователей.

Кроме того, в России действуют еще такие организации, как РСА (Российский союз автостраховщиков), ФАС (Федеральная антимонопольная служба), Прокуратура РФ и другие контролирующие органы. Однако следует готовиться к тому, что в ответ вам порекомендуют обращаться именно в суд. Если же дело не связано с отказами в выплате, эти организации вполне могут помочь разрешить вашу проблему.

Жалоба на страховую компанию в Центробанк

Центральный банк РФ уполномочен осуществлять контроль над деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе и страховых компаний. Чтобы подать жалобу, необходимо:

  1. Перейти на страницу интернет-приемной Центробанка.
  2. Указать тему жалобы (ее можно выбрать из приведенного ниже списка, и система автоматически заполнит все необходимые поля).
  3. Указать наименование организации, на которую подается жалоба.
  4. Изложить суть проблемы и перечень предъявляемых требований.
  5. Указать свой регион.
  6. Указать дополнительную информацию (при наличии): дату возникновения события, номер договора и дату его заключения, номер выплатного дела, адрес приобретения страхового продукта.

К обращению прикладываются скан-копии документов, необходимых для объективного рассмотрения жалобы.

Чтобы отправить жалобу, необходимо согласиться с порядком приема и рассмотрения обращений, поставив галочку в соответствующем окне.

Срок рассмотрения обращения — 30 дней с момента его поступления в контролирующий орган (ч. 1 ст. 12 закона «О порядке…» от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Жалоба на страховую компанию в РСА

Российский союз автостраховщиков (РСА) — это некоммерческая организация, объединяющая все страховые компании с целью обеспечения надлежащего контроля над их профессиональной деятельностью.

Чтобы привлечь РСА к решению проблемы с полисом ОСАГО, необходимо отправить в адрес объединения письменную жалобу. Это можно сделать, лично посетив отделение РСА (перечень отделений с указанием их адресов приводится в разделе сайта «Электронная приемная») или направив письмо по почте. Скан-копию документа можно отправить по электронной почте (контакты также указаны в разделе «Электронная приемная»).

Бланк обращения можно скачать на официальном сайте РСА.

Срок рассмотрения проблемы также составляет 30 дней с момента поступления заявления.

Жалоба на страховую компанию в Роспотребнадзор

Продажа страхового полиса — это услуга, которую страховая компания оказывает клиенту-страхователю, приобретающему статус потребителя. При этом права страхователя защищает закон РФ «О защите…» от 07.02.1992 № 2300-1, устанавливающий ответственность поставщика услуг за неисполнение обязательств по договору (или их ненадлежащее исполнение). Поэтому обращение в Роспотребнадзор, который имеет статус контролирующего органа в отношении защиты прав потребителей, является одним из способов оспаривания незаконных действий страховщика.

Чтобы подать жалобу в Роспотребнадзор, откройте страницу электронной приемной на сайте ведомства и перейдите по ссылке «Написать обращение» (она находится в нижней части страницы). После этого:

  1. Ознакомьтесь с порядком приема и рассмотрения обращений.
  2. Заполните форму обращения, указав в ней:
    • Ф.И.О. заявителя;
    • контактные данные (телефон, почтовый и электронный адрес);
    • наименование подразделения, в которое направляется жалоба;
    • содержание жалобы.
  3. Прикрепите скан-копии документов, подтверждающие обоснованность жалобы. К обращению может быть прикреплен только один файл. Если документов несколько, их стоит поместить в папку-архив.

***

Итак, неправомерные действия страховой компании можно и нужно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Если руководство страховщика отказывается устранять ошибки, допущенные нижестоящими сотрудниками, придется обращаться в контролирующие органы, полномочия которых позволяют им воздействовать на страховые компании. Решить проблему со страховщиком можно с помощью Центробанка РФ, РСА, ФАС или Роспотребнадзора. Если ни один из этих органов не помог, придется обращаться в суд, приложив к иску письменное подтверждение того, что досудебный (претензионный) порядок разрешения спора был соблюден.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Жалобы».

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал