В каких случаях подается жалоба на таксиста
Служба такси оказывает услуги, связанные с перевозкой пассажиров и багажа. При этом на практике могут встречаться случаи, когда пассажир недоволен работой таксопарка или водителя. Перевозка — это услуга, пассажир — потребитель — соответственно, последний вправе подать жалобу на некачественное оказание услуги.
Основаниями для подачи жалобы на таксиста или службу такси могут быть:
- Хамство водителя.
- Обман при осуществлении перевозки (например, удлинение маршрута с целью увеличения стоимости поездки).
- Ненадлежащее техническое или эргономическое состояние автомобиля.
- Некомпетентные действия диспетчера при оформлении заказа (например, указан неверный адрес).
- Нарушение правил дорожного движения, аварийная езда и т. д.
Куда можно пожаловаться на такси
Пользователь услугой такси вправе защитить нарушенные права как во внесудебном порядке, так и в судебном.
Во внесудебном порядке можно обратиться в следующие органы:
- Роспотребнадзор. Взаимодействие такси и пассажира регламентируется нормами закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. Контроль за исполнением данного нормативного акта обеспечивает Роспотребнадзор. Соответственно, основным адресатом жалобы на действия такси будет территориальное подразделение Роспотребнадзора по месту жительства заявителя.
- Уполномоченные органы субъектов РФ (наименование зависит от конкретного региона), выдающие лицензии на деятельность такси. С 2012 года деятельность по перевозке пассажиров и багажа осуществляется только после получения соответствующего разрешения, которое оформляется в заявительном порядке уполномоченным органом субъекта РФ. Соответственно, если служба такси нарушает правила предоставления услуги пассажирам, орган, выдавший разрешение, также может провести проверку на предмет наличия изложенных в заявлении фактов. Как проверить лицензию по номеру автомобиля, можно узнать здесь.
- ГИБДД или полицию, если водитель такси причинил вред здоровью пассажирам или совершил иные противоправные действия.
- Руководство организации, которая предоставляет услуги такси.
- Прокуратуру.
Также пассажир вправе обратиться в суд. Если речь идет о гражданах, которые столкнулись с некачественным оказанием услуг, дело будет рассмотрено в порядке, предусмотренном для дел о защите прав потребителей. Если же причинен вред, то необходимо подавать иск о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности (такси — это автомобиль, который именно таковым и является).
Жалоба на такси в Роспотребнадзор
Жалоба в Роспотребнадзор может быть подана:
- в письменной форме в территориальное подразделение или в центральный аппарат;
- посредством составления электронного документа с заполнением предложенной формы.
Для справки: при выборе электронной формы обращения заявителю предлагается выбор. Если речь идет о необходимости проведения проверки по фактам, изложенным в документе, необходимо пройти предварительную авторизацию в системе ЕСИА. Если же необходимость в проверке отсутствует, достаточно заполнения предложенной формы.
Еще одним способом обращения в Роспотребнадзор с жалобой является посещение руководителя органа или иных должностных лиц. Ознакомиться с графиком приема можно на официальном сайте ведомства или сайтах территориальных подразделений.
Рассмотрение обращения Роспотребнадзором, в соответствии со ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, должно быть осуществлено в срок, не превышающий 30 суток с момента его регистрации.
Для справки: для срочной консультации можно воспользоваться горячими линиями Роспотребнадзора и его территориальных подразделений (более подробно об этом можно узнать здесь).
Жалоба на водителя Яндекс.Такси
Одной из особенностей предоставления услуг перевозки пассажиров в Яндекс.Такси является работа с мобильным приложением, с использованием которого не только указываются параметры поездки, но и производится оплата. Кроме того, после того как будет совершена поездка, пользователю предоставляется возможность ее оценить и поставить водителю соответствующую оценку, влияя тем самым на его рейтинг.
Пожаловаться на ненадлежащее оказание услуг Яндекс.Такси можно:
- воспользовавшись соответствующей возможностью мобильного приложения;
- позвонив диспетчеру;
- посетив официальный сайт Яндекс.Такси;
- обратившись в полицию (если речь идет об угрозе жизни и здоровью пассажиров).
На официальном сайте Яндекс.Такси предлагается на выбор несколько форм для заполнения, в зависимости от категории проблемы:
- отзыв о поездке;
- проблема с оплатой;
- не сработал промокод;
- проблема с подпиской Яндекс.Плюс;
- не приходят отчеты о поездке;
- ошибки в работе приложения;
- сообщение о забытых в такси вещах;
- информация о нарушении правил дорожного движения, общественного порядка.
Для справки: в приложении сохраняется вся информация о совершенных поездках с указанием номера автомобиля и данных водителя. Для решения вопроса по существу при составлении жалобы необходимо указать все детали.
Жалоба на таксиста за хамство - образец
Законодатель не утверждает образца жалобы, однако исходя из требований ст. 7 ФЗ № 59-ФЗ письменная жалоба в госорганы должна содержать:
- наименование органа, в который она адресована;
- Ф. И. О. заявителя, его контактные данные;
- суть обращения;
- подпись, дату.
Для подтверждения доводов, изложенных в тексте заявления, гражданин/организация вправе приложить необходимые документы. Если же жалоба подается в службу такси, то требований к ней не предъявляется.
При этом стоит понимать, что хамство считается оценочной категорией, в связи с чем доказать этот факт достаточно сложно. Пассажиру необходимо осуществлять видео- или аудиосъемку для того, чтобы иметь на руках доказательства виновного поведения водителя/диспетчера такси. Вторым способом отстаивания своей позиции будут показания свидетелей (прохожих, других пассажиров).
Для справки: хамство может быть выражено как в виде угроз, так и в виде оскорблений. В первом случае речь идет об уголовно наказуемом деянии, предусмотренном ст. 119 УК РФ, во втором — об административном правонарушении (ст. 5.61 КоАП РФ). При наличии доказательств жалобу необходимо подавать в правоохранительные органы.
Образец жалобы на хамство водителя, соответствующей требованиям ФЗ № 59, можно скачать по ссылке:
***
В заключение остается сказать, что знать о том, куда жаловаться на такси, полезно любому, кто пользуется такими услугами. Это важно не только для защиты нарушенных прав, но и для возмещения ущерба и, возможно, привлечения виновных лиц к ответственности.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.