Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности — документ, устанавливающий схему начисления премиальных доплат сотрудникам бюджетных учреждений, в том числе педагогам и медработникам. Из нашей статьи вы узнаете, что такое критерии эффективности, на основании каких законодательных актов разрабатывается положение о стимулировании и как составить этот документ.
Положение о стимулирующих выплатах с определением критериев эффективности. Законодательные основы
Трудовым законодательством России определено деление заработной платы на базовую, компенсационную, стимулирующую части и соцвыплаты (ст. 129 ТК РФ). При этом в отношении членов коллективов бюджетных предприятий действует правило о том, что базовая и компенсационная части оплаты труда устанавливаются законодательно в зависимости от квалификации сотрудника, особенностей выполняемой им работы и условий трудовой деятельности. Что касается вопроса начисления поощрительных доплат, то здесь даже бюджетные организации обладают некоторой степенью свободы. Схема расчетов и выплаты премиальной доли оплаты труда должна устанавливаться на каждом предприятии самостоятельно через утверждение соответствующего внутреннего акта организации — положения о стимулирующих выплатах.
Базовым нормативным актом, определяющим систему оплаты труда сотрудников бюджетных предприятий, является Постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного этим постановлением, каждая организация должна разработать и утвердить индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.
При разработке указанных положений предприятиям надлежит руководствоваться требованиями постановления № 583, рекомендациями единой трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере, которые принимаются ежегодно, а также региональными и отраслевыми указаниями.
Так, исходя из сферы деятельности организации, при подготовке положения о поощрительных доплатах необходимо обратить внимание на следующие документы:
- приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818;
- приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
- письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
- письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.
Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат
Согласно нормам отраслевого законодательства, к примеру п. 4 Методических рекомендаций, утв. приказом Минздрава от 28.06.2013 № 421, распределением стимулирующих выплат по персоналиям в рамках одной бюджетной организации занимается специально учрежденная для этого комиссия из сотрудников этого же предприятия. Рамки полномочий указанной комиссии и иные вопросы ее работы целесообразно определить либо в отдельном положении о комиссии по распределению стимулирующих выплат, либо в специальном разделе положения о стимулировании.
При этом в документе необходимо установить:
- процедуру комплектования комиссии и утверждения ее состава;
- основные функции комиссии — как общие, так и председателя, секретаря и членов комиссии по отдельности;
- порядок работы комиссии;
- поручения и обязанности иных сотрудников организации, связанных с работой указанной комиссии;
- процедуру принятия решений комиссией;
- процедуру обжалования решений комиссии.
Принципы составления и основные разделы положения о стимулирующих выплатах
Составляя положение о стимулировании, в первую очередь необходимо руководствоваться требованиями законодательства о труде. В частности, следует принять во внимание нормы ст. 135 ТК РФ, которые предписывают:
- учитывать позицию представителей трудового коллектива;
- не ухудшать во внутренних документах условия работы, в том числе и оплаты труда, по сравнению с установленными законодательством;
- общую систему оплаты труда организации определять во внутренних документах предприятия, а особенности начисления зарплаты конкретного работника — в его трудовом договоре.
Что касается бюджетных организаций, то трудовое законодательство делает отсылку к ежегодным решениям единой трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере. Именно этими требованиями необходимо руководствоваться госпредприятиям при разработке положений о поощрительных доплатах. Кроме того, следует соблюдать нормы отраслевого законодательства.
Положение о стимулировании должно включать:
- информацию о составе премиальных выплат;
- данные о ресурсах финансирования премиальной доли оплаты труда;
- сведения о сотрудниках, которым положены стимулирующие премии;
- схему начисления поощрительных выплат;
- критерии, согласно которым определяется эффективность работы каждого сотрудника;
- информацию о доходах от предпринимательской деятельности на бюджетном предприятии.
Все организации, кроме государственных и муниципальных, могут утвердить свои положения о стимулировании на неопределенный срок, то есть до момента, пока информация в них будет актуальна. Бюджетные предприятия утверждают положение о стимулировании на год, в связи с тем, что рекомендации по разработке таких документов трехсторонняя комиссия дает ежегодно.
Что такое критерии эффективности?
Выплаты поощрительного характера могут состоять из премий, доплат за повышенную производительность труда и т. п. Для бюджетных учреждений виды стимулирования установлены приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 и включают в себя следующие поощрения:
- за непрерывный стаж и выслугу лет;
- результативность труда;
- интенсивность трудовой деятельности и достижения в работе;
- качество труда.
При этом первые два показателя проблем с оценкой не вызывают, так как являются количественными критериями. Последующие же пункты должны отражать качество выполняемой работы и требуют выработки спецсистемы, переводящей качественные характеристики в числовые значения. Для этого отраслевым законодательством разработана система критериев эффективности работы сотрудников, рекомендованная к применению в госучреждениях. В частности, критерии устанавливают следующие нормативные акты:
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.06.2013 № 421;
- письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
- письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
- письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.
В этих актах предложен список критериев, зависящих от должности и специализации трудящегося. Каждому показателю соответствует балльная оценка, определяющая уровень выполнения или невыполнения.
Далее рассмотрим применение критериев эффективности в подсчете премиальных доплат на примере педагогических и медицинских работников.
Особенности расчета стимулирующих выплат для педагогов
Рекомендованный перечень оценочных критериев для педагогов приведен в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02. К критериям, влияющим на стимулирующие выплаты педработникам, относятся:
- наличие дополнительных мероприятий (экскурсий, учебных и соцпроектов и т. п.);
- организация или участие в регулярных исследованиях, а также отслеживание индивидуальных успехов воспитанников;
- рост личной образовательной результативности по итогам контрольных проверок, промежуточных и финальных аттестаций;
- проведение организационных мероприятий, направленных на создание контакта с родителями воспитанников;
- участие воспитанников в олимпиадах, конкурсных, соревновательных и прочих состязательных мероприятиях, а также итоги этих состязаний;
- вовлеченность в групповые педагогические проекты;
- участие педработника в разработке и внедрении базовой образовательной программы;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
- педработа с воспитанниками из социально неблагополучных семей;
- разработка составляющих образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и т. п.).
Каждому критерию присваивается определенный балл. Выполнение оценочного критерия сотрудником приносит ему дополнительные баллы в общую сумму, невыполнение — баллы снимает.
Таким образом, расчет поощрительных выплат педагогам предполагает:
- Определение суммы баллов, полученных каждым членом трудового коллектива, по всем показателям.
- Нахождение цены одного балла посредством деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.
- Определение окончательного размера премиальной доплаты каждому члену коллектива путем умножения стоимости одного балла на количество баллов, набранных им.
Стимулирующие выплаты медработникам
Методическими рекомендациями (приложение к приказу Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421) утверждены оценочные критерии, зависящие от должности и специализации сотрудника и включающие в себя:
- число выявленных заболеваний;
- случаи запоздалой госпитализации;
- объем проявившихся осложнений;
- ошибочные диагнозы;
- подачу жалоб пациентами;
- несоблюдение саннорм;
- оформление документации;
- работу по профилактике заболеваний и прочее.
Балльная система оценки труда медработников предполагает не только присваивание балла за выполнение каждого из оценочных критериев, но и распределение баллов исходя из продуктивности выполнения. Например, реализация запланированного достижения соотношения зарплаты по всем категориям медработников со средней оплатой в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100% до 110% — как +1 балл, менее 100% — как -1 балл.
Таким образом, при составлении положения о стимулирующих доплатах нужно отталкиваться от требований законодательства по этому вопросу, а в случае с госучреждениями — еще и рекомендациями отраслевых и региональных нормативных актов. Кроме того, при работе над данным документом необходимо учитывать, что:
- каждый член трудового коллектива должен четко представлять свои трудовые функции, критерии оценки продуктивности работы и влияние их исполнения на итоговую сумму поощрительных выплат;
- расчет величины стимулирующего вознаграждения конкретного трудящегося должен быть зависим от влияния трудовой деятельности работника на конечный результат работы всего предприятия;
- система расчетов стимулирующей доли зарплаты должна быть достаточно прозрачной и понятной, чтобы не вызывать двойственных толкований ни у работников, ни у работодателя.