Аналитический и синтетический учет заработной платы

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Синтетический и аналитический учет заработной платы — способы обобщения информации о выплатах и удержаниях, связанных с начислением обязательного вознаграждения работнику. Каким образом формируются сведения и где находят свое отражение, рассмотрим далее.

Синтетический и аналитический учет оплаты труда: понятие и особенности

В бухгалтерии одним из основных способов отражения всех хозяйственных операций организации является План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. План состоит из разделов, в которых сгруппированы счета в соответствии с целевым назначением. Так, счета бывают:

  • активные — учитывают имеющиеся суммы активов организации, а также содержат информацию об их поступлении и расходовании;
  • пассивные — отражают сведения о капитале и обязательствах фирмы перед работниками, кредиторами или государственными органами;
  • активно-пассивные — систематизируют информацию о движении пассивов и активов одновременно.

В зависимости от того, каким образом формируются на бухгалтерских счетах данные о заработной плате, выделяют 2 вида их учета.

  1. Синтетический учет

    Отражает сведения на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

    На кредите фиксируются начисления:

    • заработной платы персонала;
    • оплаты труда за счет средств резервов, организованных для целей выплаты отпускных сумм или поощрений за выслугу лет работникам;
    • пенсий, социальных пособий и иных аналогичных выплат;
    • доходов, положенных сотруднику за его участие в капитале фирмы.

    На дебете фиксируются выплаты и удержания:

    • пенсий, пособий, вознаграждений и т. п.;
    • доходов за участие сотрудника в капитале фирмы;
    • налогов, сумм по исполнительным листам в отношении работников, а также по иным удержаниям.
  2. Аналитический учет

    Осуществляется на счете 70 по каждому работнику организации отдельно. Его суть сводится к детализации всех составляющих частей заработной платы. С помощью данного вида анализа бухгалтер может посмотреть конкретные начисления и суммы выплат по каждому сотруднику в отдельности (размер оклада, больничного, премии и др.).

Регистр аналитического учета расчетов по оплате труда

Бухгалтер организации должен формировать и вести регистры — систему сбора и группировки данных, содержащихся в документах первичного характера, о начисленных и выплаченных сотруднику суммах.

С начала 2013 года, со вступлением в силу закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — закон № 402-ФЗ), организации получили возможность разрабатывать собственные бланки первичной документации (за исключением кассовых документов). Форма бухгалтерского регистра в связи с этим должна утверждаться приказом руководителя и отражаться в учетной политике организации (п. 5 ст. 10 ФЗ 402-ФЗ). Как правило, работодатели используют в своей деятельности шаблоны, предоставленные специализированными бухгалтерскими программами.

Виды зарплатных регистров

форма Т-49

Лицевой счет. Открывается при приеме на работу сотрудника. Составляется по унифицированной форме (УФ) Т-54 или Т-54а, утв. постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 или по разработанному в организации шаблону. В документе фиксируются сведения о работнике, необходимые для проведения бухгалтером начислений и удержаний, связанных с оплатой труда. Лицевые счета заполняются каждый месяц в течение 1 календарного года.

  1. Расчетная ведомость (УФ Т-49) по расчету и начислению или расчетно-платежная ведомость — по начислению и выдаче зарплаты (УФ Т-51).
  2. Карточка и развернутая ведомость по счету 70.
  3. Регистр налогового учета по НДФЛ, который организация разрабатывает самостоятельно с учетом требований п. 1 ст. 229 НК РФ.

Регистры могут оформляться и храниться в бумажном виде, а также в качестве электронного документа, удостоверенного электронной подписью (ч. 6 ст. 10 закона № 402-ФЗ).

***

Таким образом, без ведения синтетического и аналитического учета заработной платы не происходит сбора и систематизации информации о начислениях, удержаниях и ежемесячных выплатах, полагающихся работникам. В связи с чем достижение главной цели бухгалтерского учета — формирование и предоставление достоверных данных о хозяйственной жизни организации — становится невозможным.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Зарплата».

Источники:
  • Налоговый кодекс РФ, часть 2
  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
  • приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
  • постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал