Трудовой договор с водителем автомобиля: правовые вопросы
Общие требования к содержанию трудового контракта, заключаемого между организацией или ИП и водителем — физическим лицом, перечислены в статье 57 ТК РФ. Однако при оформлении такого договора следует помнить, что данный вид трудовой деятельности имеет ряд особенностей, которые обозначаются в статьях 328–330 ТК РФ и должны быть учтены в контракте.
Условно все особенности регулирования труда водителей можно разделить на 3 группы, касающиеся:
- Прохождения обучения, отбора, а также стажировок при приеме и в ходе работы.
- Прохождения предварительных, периодических, а также предрейсовых медосмотров.
- Регулирования и учета рабочего времени.
Требования к обучению и отбору водителей
Согласно статье 328 ТК РФ, обязательным условием при приеме на работу водителя (оформлении трудового контракта) является прохождение им профессионального обучения, а также испытания. Наличие образования водителя, в соответствии с пунктом 5 порядка, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок), подтверждается водительским удостоверением соответствующей категории.
Стаж работы, если таковой необходим для перевозки грузов и пассажиров или управления определенным видом транспорта согласно квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 28.09.2015 № 287 (далее — Квалификационные требования), определяется по записям в трудовой книжке либо иных документах, предъявляемых водителем. Если образование и стаж соответствуют требованиям, при приеме на работу с сотрудником, согласно пункту 10 Порядка, проводится собеседование в устной форме или тестирование.
Цель данного собеседования — проверка знаний и профессиональных навыков водителя, перечень которых для каждой должности обозначен в Квалификационных требованиях. По результатам испытания, согласно пункту 11 Порядка, оформляется лист собеседования и руководством организации принимается решение о приеме на работу конкретного водителя.
Стажировка водителей
Практикам следует помнить, что если водитель принимается на работу впервые либо после перерыва длительностью свыше 1 года (данное правило распространяется и на уже работающих водителей, переводимых с одного вида транспорта на другой), то он, согласно пункту 13 Порядка, должен пройти стажировку.
Согласно пунктам 15 и 16 Порядка, стажировку должна проводить организация на том виде (типе) транспорта, на котором в последующем данный водитель будет работать. Проводится она под руководством водителя-наставника, имеющего определенный стаж работы (на грузовых автомобилях или такси — 3 года, на автобусах — 5 лет) и не совершившего в течение последнего года ни одного ДТП по своей вине.
Стажировка, согласно пункту 20 Порядка, подразумевает проверку теоретических и практических знаний, которые необходимы водителю согласно Квалификационным требованиям. При этом порядок проведения стажировки и количество часов определяются работодателем самостоятельно. Результаты оформляются стажировочным листом, требования к техническому оформлению которого обозначены в пунктах 18 и 19 Порядка.
Медосмотры водителей
Согласно статье 328 ТК РФ, водитель может быть принят на работу только после прохождения предварительного медицинского осмотра. Медосмотр при этом, в соответствии с пунктом 7 приложения № 3 к приказу Минздрава РФ «Об утверждении…» от 12.04.2011 № 302н, проводится медицинскими организациями по направлению компании, которая принимает водителя на работу. Состояние здоровья водителя должно соответствовать требованиям, перечисленным в пунктах 27 приложения № 2 и 48 приложения № 3 к обозначенному выше приказу Минздрава РФ.
Следует помнить, что в трудовом договоре с водителем должна быть указана его обязанность проходить периодические медосмотры в медицинских организациях за счет работодателя. Их периодичность в общем случае составляет 1 раз в 2 года (пункт 27 приложения № 2 к приказу № 302н), для работников младше 21 года — 1 раз в год (пункт 17 приложения № 3 к приказу № 302н).
Предрейсовые медосмотры
Еще одна особенность работы водителей — обязанность прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Порядок их проведения закреплен в приказе Минздрава РФ «Об утверждении…» от 15.12.2014 № 835н.
Предрейсовые осмотры, согласно пункту 1 данного порядка, проводится на протяжении всей работы водителя в организации или у ИП перед выходом на смену (отправкой в рейс). Организация проведения таких медосмотров возлагается на предприятие и проводится за его счет. Проводить их, согласно пункту 8 обозначенного порядка, вправе как штатные работники, имеющие медицинское образование и работающие в той же организации, так и сотрудники сторонних медицинских учреждений.
Водители, перевозящие пассажиров или опасные грузы, согласно пункту 6 того же порядка, обязаны проходить также послерейсовые медосмотры после окончания каждой смены (за счет работодателя у штатного врача организации или в стороннем медучреждении).
Рабочее время водителей
Порядок фиксации рабочего времени и периодов отдыха определен в специальном положении, утвержденном приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение).
Согласно пункту 7 Положения, нормальная продолжительность рабочего времени водителя должна составлять 40 часов при пятидневной рабочей неделе (1 смена — 8 часов), 42 часа — при шестидневной (1 смена — 7 часов).
Однако пункт 8 того же акта допускает ряд исключений из данного правила. Так, в договоре может быть закреплено право предприятия устанавливать период суммированного учета рабочего времени длительностью:
- в общем случае — 1 месяц;
- при согласии представителей работников — до 3 месяцев;
- для водителей, занятых на сезонных или курортных перевозках, — до 6 месяцев.
В этом случае продолжительность рабочего дня может быть увеличена до 10 часов, однако при этом должен соблюдаться общий норматив — 40 рабочих часов в пятидневную неделю.
В исключительных случаях, которые прописаны в пунктах 10, 11 и 12 Положения, продолжительность смены водителя может увеличиваться до 12 часов:
- для водителей, которым необходимо доехать до места отдыха при выполнении междугородних перевозок (если продолжительность маршрута превышает 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя);
- для водителей регулярных городских или пригородных автобусов (при согласии их представителей);
- для водителей коммунальных служб, операторов связи, аварийных служб, службы инкассации и т. д., собственно время управления машиной которых не превышает 9 часов за смену.
Трудовой договор с водителем-экспедитором - образец, особенности
Трудовой договор водителя-экспедитора отличается тем, что помимо обязанностей водителя в него включаются положения, касающиеся деятельности перевозчика грузов:
- прием со склада и сдача груза получателю;
- проверка целостности тары и упаковки груза;
- контроль за проведением работ по погрузке и разгрузке;
- оформление накладных и иных документов по приемке и сдаче груза, составление актов о порче или недостаче груза;
- оформление и подписание договоров и иных документов, связанных с транспортировкой груза при наличии полномочий (доверенности), и т. д.
Примечание: данные обязанности могут быть включены как в сам договор, так и в должностную инструкцию.
Еще одной специфической чертой договора с водителем-экспедитором является возложение на него материальной ответственности (за груз и вверенный автомобиль).
В общем случае ответственность работника за реальный материальный ущерб, причиненный имуществу предприятия, ограничивается, согласно статье 241 ТК РФ, рамками его среднемесячного заработка. Однако в ряде ситуаций возможно и возложение на него материальной ответственности в полном объеме. При решении данного вопроса практики руководствуются нормами приложения № 1 к постановлению Минтруда РФ «Об утверждении…» от 31.12.2002 № 85, определяющими перечни работ и должностей работников, на которых может быть возложена полная материальная ответственность. Однако следует понимать, что ее возложение возможно только в случае заключения отдельного договора, примерный бланк которого утвержден указанным постановлением Минтруда РФ (приложение № 2).
Исходя из норм приложения № 1 к постановлению № 85 на водителя-экспедитора может быть возложена полная материальная ответственность. Однако она распространяется только на перевозимые им ценности, а не на автомобиль. Именно такая позиция сформирована существующей судебной практикой. В качестве показательного примера можно привести апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07.09.2016 по делу № 33-9710/201. В данном определении суд указал, что полная ответственность за ущерб автомобилю на водителя-экспедитора не возлагается, поскольку деятельность по управлению им не входит в перечень, утвержденный постановлением Минтруда РФ № 85. Автомобиль в данном случае является лишь техническим устройством, при помощи которого перевозятся грузы и материальные ценности.
Образец трудового договора водителя грузового автомобиля с обязанностями экспедитора можно скачать здесь:
Особенности составления некоторых договоров (срочного, с ИП, на управление грузовым автомобилем)
Так как перевозками могут заниматься не только организации, но и индивидуальные предприниматели, им также приходится заключать соответствующие соглашения. Образец трудового договора ИП с водителем может выглядеть следующим образом:
Требования к документам такого рода одинаковы и распространяются как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.
В случае если водитель принимается для перевозки грузов, оптимальным вариантом, с учетом возможной необходимости оформления сопроводительных документов и контроля за погрузочно-разгрузочными работами, является возложение на него и функций экспедитора. Соответственно, целесообразно в этом случае использовать форму контракта с водителем-экспедитором.
Срочный договор отличается от описанных выше лишь содержанием пункта 2.2, в котором необходимо указать, что соглашение действует в течение конкретного срока. Таким образом, при составлении срочного трудового договора с водителем образцом может стать любой из приведенных выше, достаточно лишь дополнить его соответствующим условием. При этом практикам важно помнить, что для заключения срочного контракта требуется основание, указанное в статье 59 ТК РФ (прием на работу водителя сам по себе таковым не является). Подробно о трудовых договорах такого рода можно прочитать в другой нашей статье.
***
Как видите, прием на работу водителя и оформление трудового контракта с ним имеет целый ряд особенностей по сравнению с другими работниками. Надеемся, что данные в статье рекомендации и ссылки на нормативные акты, регулирующие специфику труда данной категории сотрудников, помогут вам не только соблюсти требования законодательства, но и выбрать оптимальный режим сотрудничества с такими работниками. Образцы трудовых договоров с водителями, представленные выше, помогут составить представление о структуре подобных соглашений и используемых в них формулировках.