Риски, вызываемые маркетплейсами и системами дропшиппинга

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Экономические и юридические сложности в практике торговли через маркетплейсы.

Доступность Интернета и развитие средств связи сделали нашу жизнь более комфортной. Сегодня все могут делать покупку самых разных товаров не выходя из дома. Это одно из благ, которое даёт нам научно-технический прогресс. За доступным всем пользователям процессом стоит труд организаторов и разработчиков маркетплейсов, а также старания продавцов. С какими проблемами они и потребители встречаются чаще всего, а какие риски можно прогнозировать с высокой долей вероятности?

Экономический аспект

Наиболее значимый эффект даёт повышение конкуренции: с помощью маркетплейсов реализуют товары производители и представители крупного бизнеса, а также мелкие реализаторы. Многие из них предлагают покупателям самые выгодные условия, делая ставку на то, что в будущем появится возможность получить постоянного лояльного клиента. Хотя один из основных принципов работы через маркетплейс заключается в том, что привязанностью клиента к конкретному продавцу сводится к минимуму.

Существует довольно объяснимая гипотеза, которая утверждает, что очень скоро производители будут пользоваться огромной лёгкостью выхода на рынки B2C и мерчандайзеров станет в разы меньше. Производитель сможет сам продвигать свои изделия на маркетплейсах, а затем переманивать представителей своей целевой аудитории в собственные интернет-магазины через программы лояльности и другие средства.

В результате производители окажутся на платформах без серьёзных конкурентов. Это может вызвать обратный эффект: отсутствие конкуренции приведёт к росту цен, а это вызовет инфляцию. Впрочем, в настоящий период в маркетплейсах без особого труда можно найти товары, которые в обычных физических магазинах стоят в 5-8 раз дороже.

В настоящее время уже исчезла межплатформенная конкуренция. Ещё несколько лет назад производители стремились продвигать свои товары на своих интернет-площадках, а покупатели искали их через поисковые системы. Сегодня поиск товаров почти целиком ведётся на базах различных маркетплейсов.

Правовой аспект

В правовой сфере тоже много неопределённости. Если общее число участников рынка интернет-торговли уменьшится и отдельные производители не будут встречать конкурентов, то может потребоваться вмешательство антимонопольных органов. Это касается далеко не всех типов товаров, но всё же такой риск существует.

Необходимо и регулирование самих маркетплейсов. Они могут превращаться в витрину отдельных производителей, что вызовет злоупотребление таким положением. Злоупотребления могут найти выражение в введение цены входа на платформу. Такой эксперимент уже попыталась сделать всем известная площадка Wildberries. В результате мелкие предприниматели потеряли возможность выхода на рынок. С подобными явлениями уже сталкивались производители продуктов, вынужденные «покупать» возможность выйти на прилавки в сетевых супермаркетах.

Несмотря на то, что владельцы маркетплейсов и продавцы относятся к разряду профессиональных предпринимателей, первые стремятся вводить правила поведения на площадке, которое не может быть изменено вторыми. Данное явление получило название «договоры присоединения».

У многих экспертов вызывает вопрос, почему такой существенный по объему рынок не получил дополнительное правовое регулирование. Становясь агентом, маркетплейс должен отвечать за качество товара в равной с продавцом степенью. Однако площадки в настоящее время могут без труда, сославшись на продавца, отказать в возврате средств по основаниям, приведённым производителем, а все споры будут перенаправлены мимо. В результате покупатель теряет возможность в реализации установленных действующим законодательством прав.

Маркетплейс вводит свои нормы и правила, которые могут не соответствовать закону. Ссылка на кнопке «Я принимаю условия и правила», которую нажимают пользователи, ни о чём не говорит. Согласно закону о защите прав потребителей, таковые представляют собой более слабую сторону. Поэтому потребитель охраняется законом вне зависимости от содержания правил площадки или договора оферты.

Не совсем понятно и отношение площадок к контрафактной продукции. Товары повсеместно не проходят проверок, что увеличивает общий уровень риска. Однако и ответственность ни одна площадка нести не желает.

В итоге

Состредоточение реализаторов разного типа на одной площадке в определённый момент может вызвать негативный эффект. Нечто подобное происходило в сетевых продажах в крупных магазинах. В таких ситуациях правовое антимонопольное регулирование ситуации органами власти становится неизбежным.

Проблема дополнительной защиты прав потребителей, которые могут быть нарушены при покупке через маркетплейсы, может иметь решение с помощью дополнительных указаний на возможность потребителя привлекать к солидарной ответственности площадку и непосредственно продавца, если у потребителя имеется о нём информация.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал