Производственная характеристика для МСЭ — это документ, который требуется работнику при прохождении медико-социальной экспертизы для получения группы инвалидности. Работодатели обязаны ее выдавать по запросу служащего.
Зачем нужна производственная характеристика
Под производственной характеристикой понимается описание трудовых особенностей, профессиональных навыков и квалификаций, личных качеств сотрудника. Формат и содержание документа зависят от того, куда его подают. Характеристику заполняют для:
- Нового работодателя. В качестве альтернативы используют рекомендации, но производственная характеристика наиболее полно отражает всю необходимую информацию. Особенностью является то, что она не должна содержать сведения о каких-либо личных качествах сотрудника, которые не имеют отношения к производственной деятельности.
- Визового центра, посольства. Подойдет простая форма характеризующего документа.
- Бюро медико-социальной экспертизы. В описании отражается, как работник справляется с возлагаемыми на него обязанностями при наличии у него заболеваний.
- Санатория, профилактория. Производственную характеристику оформляют при направлении сотрудника в санаторий, где он долечивает производственную травму, или профилакторий для выявления профессионального заболевания. Но в этих случаях документ требуют не всегда.
- Учебного заведения. Характеризующие документы готовят при поступлении на обучение.
Чаще всего такая документация необходима для прохождения работником клинической или социальной экспертизы. Проведение медико-социальной экспертизы связано с установлением формы ограничения трудоспособности служащего из-за выявления заболеваний, получения травмы. Чтобы установить инвалидность, сотрудник обращается в бюро МСЭ. Ранее эту процедуру проводила врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК). Проведение такой экспертизы сопровождается оценкой состояния на основании предоставления определенного перечня документов, одним из которых является производственная характеристика для предоставления в КЭК и БМСЭ с места работы. В документе указывают квалификацию и стаж работы служащего, особенности рабочего процесса для его должности и другие аспекты.
Кто составляет документ и как его получить
Прямой обязанности оформления бумаг для МСЭ у работодателя нет. Но есть законодательное требование о выдаче по запросу сотрудника документов о его работе (ст. 62 ТК РФ). Выдать требуемую документацию необходимо в течение трех дней после получения заявления от служащего.
Производственная характеристика требуется для бюро МСЭ, чтобы оформить инвалидность сотруднику и составить индивидуальную программу реабилитации (ИПРА) для гражданина, который проходит освидетельствование. Без сведений от работодателя у специалистов нет полной информации об условиях труда и особенностях работы конкретного гражданина. Для получения производственной характеристики сотрудник обращается по месту работы, где ему оформляют необходимые документы в течение трех дней.
Как составить производственную характеристику
Унифицированная форма для заполнения производственной характеристики для МСЭ не установлена. Ее составляют в произвольном виде или в формате, рекомендованном бюро медико-социальной экспертизы.
Производственную характеристику составляют по правилам:
- В содержании документа приводят Ф.И.О., стаж, должность, квалификацию и условия работы служащего.
- Информация вносится от третьего лица в настоящем или прошедшем времени, если с сотрудником расторгли трудовой договор.
- Производственную характеристику в обязательном порядке подписывает руководитель организации, а при необходимости и другие ответственные сотрудники.
Каковы особенности для МСЭ и КЭК
Порядок составления производственной характеристики таков:
- Сотрудник пишет заявление на имя работодателя о выдаче характеризующего документа.
- Работодатель оформляет бумаги в течение трех дней после получения запроса.
- Служащий забирает документацию и передает ее в бюро медико-социальной экспертизы или в клинико-экспертную комиссию.
Работодатель не вправе отказать в предоставлении производственной характеристики, если работник обратился к нему с заявлением. Кроме того, запрещено указывать недостоверную информацию, это приводит к ответственности для должностных лиц, которые ставили подписи под документом.
Особенности заполнения для МСЭ, КЭК:
- Документ подписывают руководитель предприятия или учреждения, начальник ОК, врач или медсестра медицинского учреждения, представитель профсоюзного комитета.
- Ответственный исполнитель указывает рабочую позицию, которая является основной при выполнении трудовых обязанностей.
- В документации характеризуют уровень автоматизации работ при присутствии такого фактора на рабочем месте и имеющуюся норму выработки.
- Обязательно фиксируют факторы, влияющие на зрение работника.
- Указывают категорию вредности производства по существующим классификациям.
Кроме того, при прохождении врачебно-трудовых комиссий сотруднику понадобятся другие справки и документы:
- документы, удостоверяющие личность;
- направление на прохождение экспертизы. Это направление отдают представителям медицинского учреждения;
- прочие документы медицинского характера. К ним относятся амбулаторная карта работника учреждения, снимки и выписки с результатами анализов;
- если ухудшение состояния здоровья связано с производственной травмой, приводят акт о несчастном случае на производстве;
- копия трудовой книжки, которая заверена начальником отдела кадров;
- заключение специального органа государственной экспертизы условий труда об имеющихся факторах на производстве, которые сопровождают выполнение трудовой деятельности;
- заключение, которое свидетельствует о необходимости прохождения процесса реабилитации;
- справка, в которой отражена степень потери сотрудником трудоспособности.
Как заполнить производственную характеристику
В производственной характеристике указывают:
- Ф.И.О. в именительном падеже.
- Данные об организации, которая выдает характеристику. Указывают название, юридический адрес и подразделение, к которому относится работник.
- Наименование должности работника и общий стаж его работы.
- Сведения о квалификации.
- Описание выполняемых трудовых обязанностей. Отдельно указывают, имеет ли он повышенные нагрузки физического или эмоционального плана. Прописывают, имеется ли на рабочем месте повышенный уровень шума или какие-либо другие воздействия, негативно влияющие на организм человека.
- Данные о режиме рабочего дня, наличии перерывов. Если у сотрудника установлен сокращенный рабочий день, это отражается в характеристике.
- Качественные и количественные показатели степени выполнения работы, производительность труда. Если низкое качество работы или малый процент выполнения заданий от общих показателей отличаются, необходимо отразить этот факт.
- Информация об имевшихся на протяжении трудовых отношений выходов на больничный и периодов нахождения во всех имеющихся типах отпусков.
- Наличие отдельных видов льгот у работника или специальных условий, которые сопровождают его работу. Такие условия связаны с состоянием здоровья сотрудника или осуществлением ухода за больным родственником.
- Данные, которые связаны с переводами на другие должности по состоянию здоровья работника. Наличие возможности предоставления другой должности или работы в связи с ухудшением состояния здоровья. Кроме того, приводятся данные о необходимости проведения переквалификации в связи с изменением служебных обязанностей.
В характеристике указывают систему оплаты труда и помесячно расписывают заработок за последние 12 месяцев работы. Кроме того, при описании условий работы сотрудника отражают такие факторы:
- Присутствие напряженности работы, связанной с необходимостью высокой концентрации внимания, высокой ответственностью, повышенным уровнем опасности или прочими условиями труда.
- Наличие более высоких нагрузок, по сравнению с обычными условиями труда.
- Непосредственная характеристика рабочего места — на предприятии или дома у работника. Отражают, оборудовано ли оно специальными техническими устройствами и вспомогательными материалами.
- Приходится ли работнику в процессе выполнения своих трудовых обязанностей поднимать тяжести.
- Конкретизируют те параметры и условия труда, которые имеются на рабочем месте или в процессе перемещения работника в пределах организации. Указывают и те, которые влияют на состояние его здоровья, — присутствие пыли от обрабатываемых материалов или сырья, воздействие ультразвука, который превышает допустимые показатели, особенности погодных условий (такой фактор является особенно важным при выполнении трудовых обязанностей на открытом воздухе или в тяжелых климатических условиях), достаточный уровень вентиляции на рабочем месте.
- Приходится ли работнику надевать спецодежду при выполнении трудовых обязанностей.
- Направляется ли сотрудник в рабочие командировки. Если такой фактор присутствует, то указывают, как часто это происходит и какова длительность поездок.
Производственную характеристику составляют в двух экземплярах. Один экземпляр передают работнику, другой оставляют в организации: его необходимо подкрепить к личному делу служащего.
Документ подписывают ответственные лица — руководитель, кадровый специалист и другие. Ниже проставляется дата заполнения. При необходимости подпись ставит и главный бухгалтер — в характеристике указывают информацию о больничных листах и о зарплате.
Образец
Для заполнения производственной характеристики используют форму бюро МСЭ или общий шаблон.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Руководитель ____________________ Главный бухгалтер ____________________ Специалист по кадрам ____________________ М.П. Дата |
А так выглядит образец характеристики на медико-социальную экспертизу в 2021 году: