Методика проведения специальной оценки условий труда

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Методика проведения специальной оценки условий труда определена соответствующими нормативными актами, отменившими аттестационную процедуру на рабочих местах, проводимую прежде. Все основные вопросы осуществления специальной оценки условий труда (далее также — СОУТ), включая саму процедуру оценки, интерпретацию ее результатов и ответственность за нарушение установленных правил, будут рассмотрены в нашей статье. 

Законодательство о методике специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий, преследующих следующие цели:

  1. Обнаружение неблагоприятных явлений производственной обстановки и трудовой среды.
  2. Оценку влияния на трудящихся негативных факторов и превышения законодательно установленных нормативов.

СОУТ заменила существовавший ранее схожий правовой механизм анализа рабочей обстановки на предприятиях — аттестацию. Основным нормативным документом, определяющим юридические и государственные основы и порядок проведения СОУТ, является закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Законодательно методика проведения специальной оценки условий труда определяется как комплекс оперативных мер, поэтапно реализуемых в рамках осуществления спецоценки условий трудового функционирования работающих. Методика является отдельным нормативным документом, который утвержден приказом Минтруда РФ «Об утверждении Методики проведения спец. оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении спец. оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 № 33н.

Кроме того, нормативную базу, касающуюся спецоценки условий трудовой деятельности, составляет большое количество разъясняющих ведомственных писем. К примеру, письма Минтруда России от 20.10.2015 № 15-1/ООГ/5597, 27.09.2016 № 15-1/ООГ-3481 и 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041.

Приказ № 33н о СОУТ (с изменениями, внесенными приказом № 24н)

Приказ Минтруда России № 33н, которым утверждаются методика и процедура проведения спецоценки условий трудовой деятельности, содержит 4 дополнительных вложения:

  1. Методику проведения СОУТ.
  2. Классификатор негативных явлений производства.
  3. Форму отчетной документации об итогах спецоценки условий трудовой деятельности.
  4. Инструкцию по формированию отчетной формы о выполнении СОУТ.

В свою очередь методика состоит из 5 разделов и 22 приложений к ней. Разделы методики определяют:

  • обобщенные положения об осуществлении СОУТ;
  • порядок обнаружения неблагоприятных явлений производственной среды;
  • процедуру анализа и замера негативных факторов производства;
  • отнесение по итогам произведенной оценки условий трудового функционирования работающих к определенному классу (подклассу), в зависимости от степени вреда обнаруженных на рабочем месте негативных явлений;
  • оформление результатов СОУТ.

За время существования приказа № 33н в него трижды вносились коррективы:

  1. Приказом Минтруда России от 20.01.2015 № 24н.
  2. Приказом Минтруда России от 07.09.2015 № 602н.
  3. Приказом Минтруда России от 14.11.2016 № 642н.

Редакция, внесенная приказом № 24н, коснулась порядка отнесения трудовой обстановки к классам (подклассам) исходя из величины влияния на работающего неблагоприятных факторов. Изменения, внесенные 2 другими нормативными актами, были не столь масштабны и касались уточнения и редактирования некоторых формулировок.

Методика СОУТ. Кто проводит оценку, что проверяется?

Методикой проведения специальной оценки условий труда предполагается последовательное проведение 4 мероприятий:

  1. Выявления неблагоприятных факторов производства.
  2. Анализа и измерения влияния негативных явлений производственной среды.
  3. Соотнесения условий трудового функционирования на проверяемом рабочем месте с классами (подклассами) вредности рабочих мест с учетом уровня влияния на трудовую деятельность выявленных неблагоприятных производственных факторов.
  4. Фиксирования итогов проведенной проверки.

Проверка проводится экспертом — сотрудником специализированной организации, правомочной в порядке закона № 426-ФЗ (ст. 19) на проведение СОУТ. Результаты проверки утверждаются комиссией по осуществлению СОУТ, организованной в рамках проверяемого предприятия.

Выявление неблагоприятных производственных факторов производится посредством анализа предоставленных работодателем сведений/документов (п. 4 приложения № 1 к приказу № 33н):

  • техдокументации на применяемое трудящимися в производстве оборудование;
  • документации, классифицирующей технологический процесс;
  • должностных инструкций;
  • проектных документов об обустройстве производственных сооружений;
  • характеристик используемого в работе сырья и материалов;
  • сертификатов и документов о соответствии установленным нормам производственного оборудования, материалов, сырья, технологических процессов;
  • итогов ранее проведенных на этом же производстве исследований и замеров неблагоприятных проявлений окружающей среды;
  • имеющихся предложений членов трудового коллектива по обнаружению на их местах работы неблагоприятных производственных факторов.

Кроме того, для обнаружения неблагоприятных факторов обследуются трудовые места и производимая продукция, а также опрашиваются сотрудники и их руководители.

Интерпретация результатов проведения специальной оценки условий труда

Признание выявленных факторов производственной обстановки неблагоприятными осуществляется путем сравнения их названий с названиями, указанными в классификаторе (приложении № 2 к приказу № 33н). Если совпадения по названиям не выявляется, то фиксируется отсутствие негативных явлений производственной обстановки, а условия трудовой деятельности на этом рабочем месте, в свою очередь, признаются допустимыми. Если же обнаруживаются совпадения выявленных производственных явлений с факторами обстановки на производстве, определенных в классификаторе как неблагоприятные, производится дальнейшее их изучение и замеры уровня влияния на трудящихся. Обследования и замеры производятся в соответствии с положениями 3-го раздела методики проведения СОУТ.

Далее приказ № 33н предписывает произвести соотнесение реальных условий труда на проверяемом рабочем месте с классами (подклассами) условий трудового функционирования, определенных названным нормативным актом. На этом этапе проведения СОУТ необходимо руководствоваться разделом 4 методики, а также приложениями к ней № 1, 9–14, 16–21, согласно которым классы (подклассы) трудовой обстановки присваиваются в зависимости от уровня влияния того или иного производственного фактора и степени превышения нормативов, определенных законодательно в качестве оптимальных и допустимых.

Отчет о проведении СОУТ и декларация соответствия условий труда

Итоговые результаты проведенной проверки фиксируются в отчете, который формирует экспертная компания в соответствии с требованиями раздела 5 методики осуществления СОУТ. Форма отчетного документа определена в приложении № 3 к приказу № 33н, а порядок его заполнения — в приложении № 4 к тому же приказу. Подписывается отчет всеми членами комиссии по СОУТ и утверждается ее председателем.

В течение месяца с момента утверждения отчета, руководствуясь положениями приказа Минтруда «О форме и порядке подачи декларации…» от 07.02.2014 № 80н, компания обязана направить декларацию соответствия трудовых условий в региональную госинспекцию по труду (далее — ГИТ). При этом необходимо соблюдать несколько ключевых требований:

  1. Декларация формируется в отношении тех трудовых мест, на которых не обнаружено неблагоприятных производственных явлений.
  2. Компонуется декларация по форме, установленной приложением № 1 к приказу № 80н.
  3. Декларация может быть сдана в электронном виде путем заполнения специальной формы на сайте Роструда и удостоверения ее электронной цифровой подписью.
  4. Если декларация была возвращена в связи с ненадлежащим оформлением, документ необходимо исправить и подать снова.

Ответственность за нарушения, связанные с СОУТ

В качестве нарушений законодательства о спецоценке трудовых условий могут рассматриваться:

  • неосуществление СОУТ в определенных законом случаях;
  • несоблюдение процедуры проведения СОУТ;
  • некорректное оформление итогов проведенной проверки;
  • несоблюдение требований законодательства, связанных с компенсацией сотрудникам условий работы в неблагоприятной производственной обстановке, выявленной по итогам СОУТ;
  • неподача в ГИТ декларации.

Ответственность в этих случаях (как для организации, так и для ее ответственных сотрудников) наступает по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ и влечет за собой штрафные санкции: от 5 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц, от 60 000 до 80 000 руб. — для юридических (размер зависит от обстоятельств, сопровождающих нарушения законодательства).

Итак, методика проведения СОУТ представляет собой перечень последовательных действий, осуществляемых специализированной организацией при проверке условий труда на местах службы сотрудников предприятия. По результатам проведения проверки каждому месту присваивается определенный класс вредности. За нарушения при проведении СОУТ работодатель может быть привлечен к административной ответственности. При этом важнейшим документом, определяющим обязательные требования к процедуре оценке трудовых условий на предприятиях, является приказ № 33н о методике проведения СОУТ — именно им следует руководствоваться в ходе проведения вышеозначенных мероприятий.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал