Что такое субординация
Субординация — это система служебных взаимоотношений, которая основывается на подчинении младшей группы должностей старшей.
Термин «субординация» включает в себя не только правила взаимодействия начальника и подчиненных, но и принятие на себя определенной роли, выполнение приказов вышестоящих лиц и соблюдение правил поведения.
Ярким примером субординации могут служить взаимоотношения в армии между солдатами и начальствующим составом. Однако в данном случае, помимо правил поведения, существуют также традиции, которые соблюдаются обеими сторонами (например, связанные с окончанием воинской службы — 100 дней до приказа).
Очень часто субординацию ассоциируют со служебной лестницей или вертикалью власти. Эта трактовка неверна, так как термин «субординация» шире этих двух понятий и включает в себя не только четкое распределение власти и определение должностей, но и модель поведения каждого сотрудника.
Чем регламентируется субординация
Если рассматривать субординацию в контексте служебных отношений на государственной службе, можно четко выделить, что подчинение служащих вышестоящему начальству регламентируется специальными положениями и уставами. 2-м документом с точки зрения регламентации является служебный контракт и должностная инструкция.
Немаловажен тот факт, что, помимо документов, например, в армии субординация проявляется в ношении специальных знаков различия званий. В некоторых случаях таким отличием может быть форма служащего или наличие у него удостоверения.
Если обратить внимание на организацию системы власти и подчинения в любом ином юридическом лице, то определяющее значение будет иметь не конкретный документ, а этика поведения служащих.
Безусловно, можно обратиться к правилам внутреннего трудового распорядка и уточнить в них систему взаимодействия различных служб и отделов, закрепив все это положением о том, кто и кому подчиняется. Однако в частных организациях большое значение имеет личный авторитет руководителя, так как специальных норм о регламентации в таких учреждениях законодательство не содержит.
10 ошибок субординации
- Определение задания служащему в обход его непосредственного руководителя.
Несмотря на то что в данном случае налицо огромный плюс в виде быстроты решения задачи (заинтересованный начальник, не дожидаясь решения руководителя, дает работнику поручение и тот выполняет его), со временем происходит снижение управляемости системы (непосредственный руководитель падает в глазах служащих). - Контроль за выполнением задачи не тем, кто ее ставил.
- Наказание сотрудника без ведома его непосредственного руководителя.
- Назначение 2 сотрудников для выполнения одной задачи.
- Обращение к вышестоящему руководству без согласования с непосредственным начальником.
- Отсутствие распределения приоритетов при выполнении поставленных задач.
- Неправильная реакция работника в случае невыполнения задачи другим отделом или сотрудником.
- Критика человеческих качеств работника, а не результатов его труда.
- Обсуждение руководителя за его спиной.
- Отсутствие этики общения в организации.
Таким образом, субординация – это подчинение младшей группы должностей старшей. Она больше всего проявляется в военных учреждениях и армии.
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Работа".