Общие положения о профессиональных стандартах
Профессиональным стандартам в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) посвящено несколько статей (ст. 195.1–195.3), согласно которым под ПС понимаются принимаемые Министерством труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд РФ) нормативные акты, содержащие характеристики степени квалификации работника, необходимой для выполнения его трудовых функций. Под квалификацией, в свою очередь, подразумевается определенный вид образования, стаж, иные знания и умения сотрудника, благодаря которым он может претендовать на соответствующую должность (специальность).
При этом не следует воспринимать профстандарты как обязательные для исполнения документы. Параллельно с ними действуют также Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (далее — справочники). Какими именно квалификационными актами пользоваться при определении должностных обязанностей персонала, пока еще решает администрация организации. Однако в п. 4 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 говорится о том, что справочники со временем все-таки будут полностью заменяться стандартами.
Кроме того, несмотря на рекомендательный характер ПС, есть и случаи, когда их соблюдение является императивным, а именно:
- если работа связана с ограничениями или назначением льгот и компенсаций (ст. 57 ТК РФ);
- если особые требования к профессионализму прописываются в ТК РФ, иных законах и нормативных актах (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ); при этом под последними имеются в виду постановления, приказы, распоряжения, но не сами стандарты.
Порядок разработки и утверждения профстандартов
Согласно Правилам разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (далее — Правила), стандарты разрабатываются работодателями, их объединениями и другими заинтересованными лицами за счет средств этих субъектов (п. 3 Правил). После разработки проект обсуждают с работодателями, профсоюзами и остальными неравнодушными к данному вопросу лицами.
Далее подготовленный документ направляется в Минтруд РФ для утверждения. На этой стадии текст проходит процедуру общественного обсуждения, а также согласование в ряде организаций:
- федеральном органе, занимающемся разработкой государственной политики в кадровой сфере;
- союзе «Агентство развития профессиональных сообществ…»;
- Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.
По результатам всех обсуждений Минтруд РФ утверждает ПС, после чего сведения о новом нормативном акте вносятся в реестр, который ведет данное министерство.
Что определяют уровни квалификации в профессиональном стандарте?
Согласно п. 6 раздела II постановления Правительства РФ «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 № 23, рассматриваемые документы изготавливаются на основе:
- методических рекомендаций, утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н;
- макета, утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н;
- приказа Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации…» от 12.04.2013 № 148н.
Что значит уровень квалификации в профессиональном стандарте? Это описание степени знаний и умений сотрудника с учетом определенных критериев. Основными показателями являются полномочия и ответственность работника — из этого уже вытекают соответствующие требования к образованию, знаниям и навыкам.
Утвержденный перечень уровней квалификации в профессиональных стандартах необходим для отображения обязанностей сотрудника, его образования и путей обучения. Однако данные рамки содержат лишь минимальные требования, которые могут быть повышены по желанию работодателя. Также рассматриваемая классификация важна для дифференциации размера заработной платы персонала.
Таблица уровней
Всего выделяется 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, разбиваемые на 3 группы:
- Наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью отнесены (1–3).
- Деятельность специалистов (4–7).
- Самые сложные обязанности руководителей (7–9).
Далее мы рассмотрим каждый из уровней подробно:
Уровни |
Критерии степени квалификации
|
Способы приобретения уровня |
||
Полномочия и ответственность (компетенция) |
Знания и навыки |
Умения |
||
1 |
Работа под чьим-то контролем
|
Общие знания |
Выполнение обычных поручений |
Краткие объяснения сути работы, практический опыт |
2 |
Подконтрольная работа с некоторой долей автономности |
Специальные знания |
Выполнение обычных заданий, выбор наиболее приемлемого варианта исполнения |
Краткосрочные программы обучения (до 2 месяцев) |
3 |
Труд под управлением третьего лица, но с независимым решением типовых задач и планированием своей работы |
Понимание методов и технологий |
Разрешение типовых задач и выбор целесообразного пути их реализации |
Начальные профессиональные программы (до 1 года) |
4 |
Работа под началом руководителя со свободным принятием решений по вопросам, требующим аналитического подхода; планирование своих дел, а также труда группы сотрудников; ответственность за коллективные результаты |
Владение научно-техническими и методическими понятиями, независимая обработка информации |
Решение практических вопросов, выбор метода исполнения работы, контроль и оценка деятельности |
Обучение до среднего профессионального уровня |
5 |
Независимая деятельность, управление подразделением, ответственность за результативность группы сотрудников или подразделения |
Технологические и методические знания, самостоятельный информационный поиск |
Работа над проблемами с элементами проектирования, отбор вариантов действий, контроль и оценка результатов |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
6 |
Автономное функционирование с постановкой задач для себя и подчиненных, налаживание взаимоотношений работников своего и смежных отделов, ответственность за успех своего подразделения или организации |
Владение технологическими и методическими навыками, инновационными знаниями; умение искать, анализировать и оценивать специализированную информацию |
Администрирование отдельного направления профессиональной деятельности |
Высшее (бакалавриат), среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена |
7 |
Стратегическое планирование, управление учреждением или звеном, ответственность за деятельность организации или крупного участка |
Понимание методологии профессиональной деятельности, создание новых прикладных знаний, поиск и анализ сведений для работы отрасли или организации |
Обеспечение развития профессиональной области или предприятия, разработка неиспользованных методов и технологий |
Высшее образование (магистратура или специалитет), дополнительные специализированные программы |
8 |
Заведование крупными предприятиями, ответственность за функционирование крупных компаний или сферы экономики |
Разработка новых межотраслевых знаний, информационная работа с целью развития отрасли |
Исследовательская и проектная работа для повышения эффективности отрасли |
Аспирантура, ординатура, ассистентура, высшее образование (магистратура) |
9 |
Управление техническими системами, экономическими и социальными процессами, а также ответственность на государственном или международном уровне |
Открытие фундаментальных междисциплинарных знаний |
Методология, исследование и проектирование задач для повышения производительности процессов |
Аспирантура и т. п., дополнительные программы обучения |
***
В заключение осталось сказать, что градация уровней квалификации в профессиональных стандартах — это один из главных показателей. Она построена с учетом компетенции, необходимой для работы в конкретной должности. В соответствии с полномочиями и ответственностью сотрудника определяется, какие знания и умения необходимы ему для осуществления своих обязанностей.