Земли обороны как объект судебных споров

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с правовым регулированием особой категории земельных участков - земель обороны. Российское законодательство относит их к федеральной собственности, однако, зачастую судебная практика выявляет случаи, когда такие участки предоставлены в собственность или пользование частных лиц без согласия правообладателя. Причины спорных ситуаций лежат в пробелах правового регулирования с появлением частной собственности десятилетия назад, слабом контроле со стороны государственных органов за учетом объектов недвижимого имущества, злоупотреблениях должностных лиц при предоставлении земли гражданам и юридическим лицам, отсутствии достоверной информации в ЕГРН.

Представляя собой компонент природной среды, земля служит нескольким функциям - экологической, экономической и социальной. Определяя землю как природный ресурс, Конституция РФ указывает на ее использование и охрану как основу жизни и деятельности. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» содержит норму о необходимости гармоничного сочетания сильной державы и благополучия человека, что призвано служить основой формирования справедливого общества и процветания государства. Как отмечает Н.А. Мошкина, в этом отношении «государство берет на себя всю совокупность обязательств по отношению к личности и обществу в целом». Учитывая положение, что национальная безопасность - это «состояния защищенности национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз», она включает в себя обеспечение безопасности объективно значимых общественных, государственных и личностных потребностей. И здесь, на наш взгляд, важным является их сочетание и баланс, в том числе в сфере использования земельных ресурсов. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ закрепляются различные формы собственности, вместе с тем законодательно установлены ограничения на использование отдельных видов земель. В ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), определено 7 категорий земельных участков, которые должны использоваться правообладателями только по их назначению. Наиболее уязвимыми в этом плане, наряду с землями особо ценными, являются и земли обороны. Согласно ст. 27 ЗК РФ их оборотоспособность либо ограничивается, либо запрещается для участков собственности РФ. Это участки, занятые воинскими формированиями, объектами обороны и безопасности (далее - земли обороны). Они могут находиться за чертой населенных пунктов, так и в самих населенных пунктах. В пункте 10 ст.1 ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» - являются собственностью государства, изъятыми из гражданского оборота в связи с тем, что призваны служит интересам общества и государства и обеспечивать их защиту. Как указано в ст. 93 ЗК РФ земли обороны призваны создавать условия для деятельности Вооруженных Сил РФ, пограничных и других войск, органов и организаций защиты целостности и неприкосновенности территории государства и государственной границы, информационной безопасности, и пр. Ограничение оборотоспособности верно рассматривает Б.Б. Инжиева, как «установление федеральным законом в публичных интересах пределов вовлечения земельных участков в гражданский оборот». Это является препятствием приобретения их в аренду и в собственность частными лицами. В связи огромным массивом земельных ресурсов в РФ, в настоящее время главными их собственниками, которым принадлежит около 92,2 % земельного фонда, продолжают оставаться все-таки публично-правовые образования. Поэтому большая часть земель как федеральная собственность являются изъятыми или ограниченными в обороте.

Проблемные вопросы использования и распоряжения землями целевого назначения, в том числе и земель обороны, давно находятся в центре изучения ученых в связи с особым характером их правового регулирования. Однако, современные тенденции в сфере управления земельными ресурсами, судебная практика требуют новых исследований.

Активное реформирование земельного законодательства в последние годы создало основу для упорядочивания земельных ресурсов, в первую очередь выявляя правообладателей и обеспечивая постепенное пополнение сведений о них в базе ЕГРН. Это позволяет шире включать земельные участки в гражданский оборот. Положительные промежуточные итоги «земельной реформы», связанные с увеличением сведений Росреестра об объектах, их правообладателях, ограничениях, обременениях и т.д., «обратной стороной» имеют выявление случаев, когда происходит столкновение частных и публичных интересов на участках, фактически находящихся в собственности или пользовании физических и юридических лиц, но юридически - изъятых из оборота. Анализ судебной практики демонстрирует аналогичные проблемы, связанные с предоставлением участков, относящихся к специальной категории - землям обороны. И в таких ситуациях «воинские учреждения имеют право защищать свои имущественные права, связанные с посягательствами на реализацию их прав на земельные участки». В то же время повышается внимание к государственному управлению федеральными земельными ресурсами, усиливается система контроля и надзора за их использованием. На наш взгляд, определенную роль в выявлении правонарушений в сфере использования земли связано с реализацией норм ст. 69.1. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и внесение сведений о них в Росреестре приводит к тому, что обнаруживается недвижимое имущество, находящееся в пользовании или на праве собственности частных лиц, которые в силу закона не могут им принадлежать, т.к. их правообладателем является Министерство обороны.

Примеры судебной практики демонстрируют случаи, когда имея юридические основания, субъекты Министерства обороны РФ в настоящее время требуют закрепления за ними земельных участков, которые в силу закона должны находиться в федеральной собственности, а частным лицам эти участки предоставлялись в 90 - е годы 20 века или в начале 2000-х годов. Следует учесть, что зачастую земля оформлялась за Министерством обороны несколько десятилетий назад, а то и в 30 -70 е годы прошлого века и документы были утрачены либо носили секретный характер. Проф. А.М. Васильев справедливо отмечает, что «реформы 90-х годов прошлого столетия изменили советскую модель единой общенародной собственности», появилась частная собственность, государственная утратила свой приоритет, появились разные уровни публичной собственности - государственная и муниципальная, что требовало разграничения собственности. Пробелы земельного законодательства, отсутствие строго контроля со стороны государства за регистрацией объектов недвижимости и прав на нее, утрата достоверных сведений в базе Росреестра о спорных участках, правовая безграмотность чиновников и частных лиц, превышение полномочий органами власти субъектов Федерации или муниципальных образований, когда они не могли распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности РФ явились причинами судебных споров с участием Министерства обороны. ФЗ РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» в ст. 3.3 предусматривается возможность распоряжения участками со стороны региональных и муниципальных органов, зачастую злоупотребляющими этим правом в связи с отсутствием правоустанавливающих документов и достоверной информации о правообладателях участков в регистрирующем органе, особенно, на которые государственная собственность была не разграничена.

Например, 56-я Военная прокуратура гарнизона обратилась в суд с виндикационным иском у частным лицам - застройщикам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании разрешения на строительство незаконным, возведенных зданий - самовольными постройками и их сносе. Решением Курского районного суда от 01.12. 2016 по делу № 2-133\086-2016 иск был частично удовлетворен. Спорные объекты были возведены на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения со стороны федеральных органов. Арбитражный суд Центрального округа указал, что вина - в неосмотрительности действий самих частных лиц, которые не проявили должную осмотрительность и начали стройку, хотя знали о начале судебного разбирательства. Это и явилось причиной убытков. Таким образом, суды встали полностью на сторону Федеральных органов. На наш взгляд, изначально спорными моментами являются действия муниципального органа по предоставлению участков этим лицам, которые были учтены в кадастре как федеральная собственность Министерства обороны, по переводу земель в категорию населенных пунктов и выдаче разрешения на строительство, когда судебный спор уже был инициирован и сложно поверить в отсутствие того, что муниципальные власти не знали о судебном разбирательстве. Вызывают большие вопросы ситуации, когда один и тот же участок оказался изначально и в частной, и в публичной собственности, что связано, как видится с «неразберихой» в учете объектов недвижимости, определении границ участков и правообладателей, в отсутствие в то время цифровых технологий, когда бумажные носители могли быть утрачены. Итогом являются огромные убытки юридических лиц, которые они понесли и будут нести в связи с обязанностью снести постройки за свой счет, имея документы о праве собственности на землю и разрешение на строительство. Истоки конфликта возникли в 2006 году, когда при разграничении государственной собственности был осуществлен кадастровый учет спорных земельных участков на участках Курского военного лесничества. В то же время уже в 2014 году по инициативе частного лица Т. этот участок оказался опять объектом кадастрового учета, причем решение РФ о его передаче какому-либо частному лицу отсутствует. В дальнейшем без согласования с собственником - РФ, он был разделен на 9 самостоятельных участков. Постановлениями Главы администрации Клюквенского сельсовета Курского района от 04.04.2014 г. № 58-62 осуществлен перевод земель в категорию населенных пунктов, которые, однако, были отменены Постановлением муниципалитета от 25.02.2015 г. № 38, но в дальнейшем это не повлияло на судьбу спорных участков. В 2015 году эти участки поменяли частных собственников и разрешенное использование и предполагалось их использование в предпринимательских целях для строительства жилых домов. Постановлением Администрации Курского района от 19.02.2016 №151 был утвержден градостроительный план. 28.03.2016 г. - муниципальным органом выдано разрешение на строительство «Жилого комплекса «Подлесный».

Определением Верховного Суда РФ от 16.02.2022 № 310-ЭС21-28514 отказано в передаче жалобы застройщиков на решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2021 и постановление Девятнадцатого Арбитражного суда Центрального округа от 18.10.2021 по делу № А35-1045/2020. Таким образом, частные лица не смогли взыскать убытки с Министерства финансов РФ, Министерства обороны РФ и иных федеральных органов в связи с изъятием у них земельных участков в пос. Подлесный.

Продолжением сложной ситуации явилась проверка со стороны «56 Военной прокуратуры гарнизона» земельных участков, расположенных в том же Клюквенском районе Курской области, которые были предоставлены гражданам - членам садового общество «ИКАР» в 1994 и 1996 гг. в бессрочное пользование. В 2003 году постановлением главы МО «Клюквенский сельсовет» Курского района от 30.05.2003 № 70 была оформлена дополнительная передача земельного участка 8 га, который принадлежал воинской части в пользование на 3 года уволенным военнослужащим. В 2006 году Постановление продублировано, но в 2013 году Постановлением главы администрации Клюквенского сельсовета № 04 оно отменено 22.01.2013 г. Однако, до настоящего времени граждане продолжали пользоваться участками, возводили на них сооружения. В 2020 году при проведении землеустроительных работ было выявлено наложение границ земель Министерства обороны и СНТ «ИКАР*», что 9,3 га СНТ из 22 га принадлежат Министерству обороны РФ, а именно 79 земельных участков. В марте 2021 года Министерством обороны подано 7 исков в Курский районный суд об изъятии участков и сносе незаконных построек. Наложение границ связано с техническими ошибками, допущенными при проведении кадастровых работ в начале 2000-х года и в текущее время, когда используются цифровые технологии. Таким образом, спор возник в связи с тем, что частные лица - граждане, пользующиеся участками для удовлетворения личных потребностей, могут лишиться их, хотя пользуются землей на протяжении десятилетий и их вины, как видится, в этом нет. Пока решения проблемы не найдено, граждане - члены СНТ надеются на региональные власти в разрешении ситуации по аналогии с д. Кукуевка Курского район (по спору с Национальным биосферным заповедником «Стрелецкая степь»).

Следует отметить, что аналогичные проблемы наблюдаются и в других регионах РФ. Так, в марте 2023 года в Приморском крае подано около 300 исков Министерства обороны об аннулировании права собственности на земельные участки, где сейчас проживают физические лица. Основание исков - документы от 1932 и 1939 годов, свидетельствующие о принадлежности земли военному ведомству.

Как верно отмечают В.Р. Авхадеев, В.С Асташова, Л.В. Андриченко и др, что, нередко, сделки с земельным участком признаются недействительными, т. к. неправильно определяется либо категории земель и (или) фактического расположения земельного участка - предмета договора - в пределах ограниченных в обороте земель, либо неверно возлагается ответственность за совершение договора и его последствия на приобретателей земли. Это касается случаев, когда участники добросовестно заблуждаются в отношении правового режима участка. Судебные решения таких категорий дел предъявляют повышенный уровень осмотрительности и добросовестности частных лиц, которые должны предполагать (не совсем ясно каким образом) что земли относятся к федеральной собственности. Вина возлагается на более слабого участника правоотношений - гражданина или юридическое лицо, так как при отсутствии виновных должностных лиц на местах за давностью лет, органы публичной власти не готовы нести материальные убытки в рамках ст. 1069 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, процесс возвращения земельных участков обороны к надлежащему собственнику будет продолжаться, а это требует глубоко подхода в решении проблем, связанных с реализацией целей безопасности государства и, все-таки, защиты прав частных лиц.

Автор: Оксана Леонидовна Вербина,
доцент кафедры гражданского права и процесса Курского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал