Защита прав несовершеннолетних в алиментных правоотношениях

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Основываясь на анализе федерального законодательства и правоприменительной практики, автором рассматриваются вопросы защиты прав несовершеннолетних в алиментных правоотношениях. Сделан вывод о том, что несмотря на целенаправленную работу государственных органов по обеспечению права граждан на своевременное получение алиментов, значительное число должников по алиментным обязательствам уходит от финансовой ответственности. В статье анализируются последние законодательные инициативы, направленные на побуждение родителей к добросовестному исполнению родительских обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей. Обосновывается необходимость совершенствования механизмов защиты прав несовершеннолетних в рассматриваемой сфере.

В Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию социальным государством, человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, установлено, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Согласно ч. 4 ст. 671 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Во исполнение названных конституционных положений ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) к принципам регулирования семейных отношений отнесены забота о благосостоянии и развитии детей, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. На основе этих принципов определяются права и обязанности родителей и детей, в том числе имущественные, включая право ребенка на получение содержания от своих родителей (ст. 60 СК РФ) и обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей, которая, как правило, реализуется родителями добровольно (п. 1 ст. 80 СК РФ). В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (п. 2 ст. 80 СК РФ).

В России определены механизмы обеспечения защиты прав несовершеннолетних получателей алиментов, а также система уполномоченных в этой сфере государственных структур. Алиментные обязательства направлены на обеспечение условий жизни, необходимых для развития, воспитания и образования несовершеннолетних детей.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку взыскание алиментов на ребенка является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства (статья 7, часть 2; статья 38 Конституции Российской Федерации) и имеет особое социальное значение, Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение указанных платежей может стать одним из основных источников средств к существованию, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка принципами справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности, гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны членов их семьи обеспечивалось бы сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов – несовершеннолетнего ребенка.

В Российской Федерации приняты организационные и правовые меры, направленные на обеспечение прав несовершеннолетних получателей алиментов. Так, требования о взыскании алиментов признаются первоочередными среди требований, содержащихся в исполнительных документах, расширен перечень доходов, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних (к ним стали относиться доходы, полученные лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счете) в банках, суммы возвращенного НДФЛ в связи с получением права на налоговый вычет и др.), обязанность по уплате алиментов сохраняется в случае признания должника банкротом, требования о взыскании алиментов признаются первоочередными среди реестровых требований кредиторов в рамках процедуры банкротства.

Следует отметить, что несмотря на целенаправленную работу государственных органов по обеспечению права граждан на своевременное получение алиментов, значительное число должников по алиментным обязательствам уходит от финансовой ответственности. Такие должники зачастую ведут асоциальный образ жизни, не имеют имущества и постоянной работы, скрываются сами либо скрывают источники доходов.

В течение 2023 г. на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось более 1,5 млн исполнительных производств о взыскании алиментов. Судебными приставами-исполнителями применялись меры, направленные на побуждение должников к исполнению возложенных на них обязательств по уплате алиментов. Так, в 2023 г. в отношении должников по алиментным обязательствам вынесено около 1 млн постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации. В производстве у приставов находились почти 58 тыс. разыскных дел, всего разыскано более 39 тыс. должников. Если в 2022 г. ФССП России за год произвела взыскание алиментов на 48 млрд руб., то по итогам 2023 г. можно говорить о 68 млрд рублей, то есть почти на 19–20 млрд руб. больше.

Вместе с тем судебными приставами-исполнителями, на которые возложены обязанности по правильному и своевременному исполнению судебных актов, допускаются нарушения законодательства об исполнительном производстве. Подавляющее число нарушений, связано с несоблюдением сроков возбуждения исполнительного производства, ненаправление либо несвоевременное направление постановлений о возбуждении производства заинтересованным лицам, в том числе законным представителям несовершеннолетних, несоблюдение двухмесячного срока совершения исполнительных действий, необоснованным прекращением, приостановлением либо окончанием исполнительного производства, длительным бездействием должностных лиц службы судебных приставов по выяснению имущественного положения должников, обращению взыскания на их имущество, заработную плату, установлению запретов и ограничений, принятию полного комплекса мер, направленных на принудительное исполнение судебных решений, привлечению должников к административной или уголовной ответственности. Имеют место факты ненадлежащего рассмотрения судебными приставами-исполнителями обращений законных представителей несовершеннолетних, в том числе о взыскании задолженности по алиментам, неправомерном списании денежных средств с банковского счета, на который поступают социальные выплаты и алименты на несовершеннолетних и др.

Кроме того, результаты анализа правоприменительной практики свидетельствуют о том, что органы опеки и попечительства, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несвоевременно направляют исполнительные документы в подразделения судебных приставов для организации принудительного исполнения решений судов о взыскании алиментов с родителей на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда располагают сведениями о ходе принудительного исполнения решений судов и задолженностях по алиментных обязательствам, ненадлежащим образом взаимодействуют с территориальными службами судебных приставов.

Неудовлетворительное состояние законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, являющихся участниками исполнительного производства, требует создания действенных механизмов по повышению эффективности исполнения судебных решений о взыскании алиментов на детей. Это подтолкнуло федерального законодателя к поиску новых моделей своевременного взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Так, с целью создания дополнительных гарантий детям на получение средств на содержание от родителей и побуждения родителей к добросовестному исполнению родительских обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей прорабатывался вопрос организации содействия занятости граждан, обязанных уплачивать алименты. Однако проект закона был возвращен субъекту права законодательной инициативы. Вместе с тем содержащееся в нем предложение о том, что для неплательщиков алиментов любая, даже временная работа, будет считать подходящей, представляется актуальным и нуждается в проработке.

Кроме того, законодателями было предложено установить минимальный размер алиментов, выплачиваемых на несовершеннолетних детей, в размере не менее пятидесяти процентов от суммы среднего прожиточного минимума на детей, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства ребенка, из расчета на каждого ребенка. Текущий порядок исчисления размера алиментов (на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей) не учитывает при расчете прожиточный минимум на ребенка в регионе. Вместе с тем данный проект закона был отклонен, поскольку новый подход затруднил бы взыскание алиментов в случаях, когда заработок и (или) иной доход плательщика алиментов будет ниже прожиточного минимума (например, в случае низкого дохода плательщика алиментов, его нетрудоспособности или наличия иных лиц, которых он обязан в силу закона содержать). При этом как верно отмечается в научных исследованиях, проблема, связанная с взысканием алиментов в размере, не позволяющем сохранить ребенку даже минимальный уровень его обеспечения и существенно нарушающем его интересы, до настоящего времени не решена.

Именно поэтому заинтересованными ведомствами и министерствами, а также учеными активно обсуждается целесообразность создания государственного алиментного фонда. Проработка данного вопроса предполагает определение источников формирования такого фонда (бюджетные и внебюджетные), круга лиц, имеющих право обращаться за помощью, а также механизма возврата должниками выплаченных из фонда средств.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 451178-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которым предлагается создание общедоступного реестра должников по алиментным обязательствам. В него предлагается включать сведения о гражданах, привлеченных к административной или уголовной ответственности или объявленных в розыск за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Удаление из реестра будет возможно только после полного погашения всех обязательств по алиментам. Создание реестра злостных неплательщиков алиментов будет способствовать повышению мотивации должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, к исполнению своих обязанностей, а также формированию в обществе негативного отношения к лицам, которые злостно уклоняются от оплаты алиментов. Вместе с тем представляется, что такие нововведения не смогут кардинально решить имеющиеся проблемы взыскания алиментов.

В целях реализации единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» представляется целесообразным совершенствование механизма взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в том числе путем активного использования механизмов заключения с должниками по алиментным обязательствам, находящимися в трудной жизненной ситуации, государственных социальных контрактов. В современных условиях следует подчеркнуть важность работы с должниками по алиментам, находящимися в трудной жизненной ситуации, в рамках государственных социальных контрактов с целью оказания им помощи в трудоустройстве, переобучении с целью трудоустройства, открытии собственного дела. Встречные обязательства граждан (обязанность трудоустроиться или пройти обучение) отличают социальный контракт от иных видов государственной социальной помощи и ориентируют на преодоление иждивенческих настроений населения.

Следует отметить, что согласно пп. «а» п. 4 Правил оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи» (далее – Правила), социальный контракт, содержащий мероприятие по поиску работы, в приоритетном порядке заключается с гражданами, проживающими в семьях с детьми. В целях стимулирования активных действий неплательщиков алиментов по преодолению трудной жизненной ситуации предлагается внести изменения в указанный пункт Правил, предусмотрев, что социальный контракт в приоритетном порядке также заключается с гражданами, имеющими задолженность по алиментам на несовершеннолетних детей.

Кроме того, представляется, что решению имеющихся системных проблем в рассматриваемой сфере будет способствовать принятие дополнительных мер, направленных на:

- соблюдение прав несовершеннолетних при принудительном исполнении решений судов о взыскании алиментов, в том числе в части своевременности совершения исполнительных действий, включая установление запрета на совершение действий по регистрации, наложение ареста на выявленное имущество должников, соблюдение порядка реализации арестованного судебными приставами имущества;

- повышение эффективности уголовно-правовых методов понуждения неплательщиков алиментов к исполнению своих обязательств путем назначения наказания в виде принудительных работ;

- повышение квалификации прокуроров и судебных приставов-исполнителей, в том числе проведение органами прокуратуры и службой судебных приставов совместных семинаров, круглых столов по вопросам привлечения к уголовной и административной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, разработка методических рекомендаций по указанной тематике;

- реализацию комплекса мероприятий по правовому просвещению и правовому информированию, направленных на доведение до законных представителей несовершеннолетних информации о порядке принудительного исполнения судебных актов, полномочиях судебных приставов-исполнителей, правах несовершеннолетних и их законных представителей в ходе исполнительного производства;

- повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, формирование позитивного образа отца и матери, воспитание несовершеннолетних в духе семейных ценностей и ответственного отношения к будущей семье и родительским обязанностям.

Автор: Огурцова Марина Леонидовна,
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал