Взаимодействие институтов государства и религиозных объединений как важный фактор обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье автор рассматривает взаимодействие институтов государства и религиозных объединений. Рассмотрены причины возникновения конфронтации в многонациональном российском социуме, в том числе и в религиозном вопросе.

Заявленный плюрализм идеологии, отказ государства от доминирования в духовно-нравственной сфере, которые оформлены в ст. 13 Конституции Российской Федерации, привели к тому, что в девяностых годах ХХ в. в российской общественности проявились деструктивные процессы. Это способствовало возникновению конфронтации в многонациональном российском социуме, в том числе и в религиозном вопросе.

Побудительными причинами возникновения подобных негативных социально-правовых явлений стали как агрессивные информационно-политические воздействия внешних сил по пропаганде либеральных духовно-нравственных ценностей, не свойственных внутрироссийским отношениям, так и усиление интересов проживающих в России меньшинств, стремившихся установить свои культурно-идеологические доминанты в национальных регионах страны после «парада суверенитетов». Результатами подобных культурно-идеологических практик в российской общественности стало возникновение тенденции на тлетворное развращение государство объединяющей духовно-нравственной среды, размежевание исторической самобытности этносов, проживающих на территории современной России, ведущих к подрыву государственного суверенитета, безопасности и утрате исторически сложившихся нормативно-ценностных ориентиров.

Руководство государства в конце ХХ начале ХХI вв., осознав, что дестабилизация национальной духовно-нравственной среды ведет к внутригражданским противоречиям и конфликтам, приняло ряд важных законодательных актов по защите традиционных духовно-нравственных ценностей и установило диалог с общественностью. В этих актах проблема духовно-нравственного развития общества приобрело характер важного государственного интереса, который направлен на сохранение исторически сложившихся самобытных внутрироссийских традиции и ценностей.

Реализация закрепленного юридического механизма по защите национальных духовно-нравственных интересов и последующего правового регулирования государственно-религиозных отношений потребовало создание соответствующих институтов государства и гражданского общества. Это позволило упорядочить роль и участие религиозных объединений в социально-правовой жизни, минимизировать деструктивные процессы по дестабилизации гражданского мира и согласия в многонациональном составе российской общественности, выстроить диалог федеральной власти с властями и народными движениями национальных субъектов Федерации.

В настоящее время парадигма соотношения религии и права в качестве важного фактора обеспечения национальной безопасности, получила очередную актуализацию в свете научно-технологической цифровизации всех сфер социально-правовых отношений. Более того, усилились внешнеполитические вызовы и угрозы со стороны Соединенных Штатов Америки и его сателлитов по культурно-идеологической отмене и последующему забвению самобытных национальных традиций и ценностей на мировой арене с целью установления на планетарном уровне в духовно-нравственной среде гегемоний либеральных ценностей. Это создало проблемное поле как для научных изысканий, так и для законотворческой деятельности специалистов в вопросе обеспечения национальной безопасности страны. Тем более, что цифровизация активно способствует смене традиционным формам общения человека в обществе, взаимодействию институтам гражданского общества и государства, благодаря чему стали применяться электронные инструменты, искусственный интеллект. Параллельно киберпространство предоставило пользователю виртуального общения универсальную свободу прав от обязанностей, ответственности и анонимность. Поэтому начался процесс гибридизации традиционных религиозных отношений с нарождающимися цифровыми, где искусственный интеллект рассматривается в качестве субъекта права, а иногда и доминанта отношений. Это привело к созданию в виртуальной среде бесконтрольных цифровых религиозных сетевых формаций, которые не соответствуют каноническим требованиям традиционных монотеистических религий и национальным правовым стандартам, обязательным для формирования реальных религиозных сообществ. Как следствие, возникли деструктивные проявления между виртуальной и реальной социальной средой в религиозных отношениях, ведущих к затяжным культурно-идеологическим конформизмам, подмене духовно-нравственных ценностей и форм государственно-религиозного взаимодействия. При этом текущих государственно-правовых регуляторов в сфере высоких цифровых технологий по вопросу об ограничении влияния искусственного интеллекта на человеческую духовно-нравственную среду, нет.

Сложность нормативного урегулирования складывающейся в современном мире духовно-нравственной ситуации в виртуальной среде усугубляется также тем, что цифровые сервисы высоко востребованы в молодежной субкультуре. Молодежь, оценив значение и возможности киберпространства, где роль и влияние государственных и гражданских институтов незначительно, стала игнорировать традиционные ценности, нормативные и духовно-нравственные регуляторы. В итоге культурно-идеологическая среда стала претерпевать социальную деградацию, развился правовой инфантилизм и нигилизм, появились попытки разрушения основ национальной государственности.

Подобный деструктивный процесс выражен в виртуальном пространстве пока еще с незначительным практическим воплощением в реальной жизни путем ее монетизации либо попытками смены традиционных политических форматов в государство устроительном процессе. При этом в качестве приоритетов «техносообществ» обозначено глобальное виртуальное духовно-нравственное пространство, божественной сущностью которой выступает «Интернет всех вещей» в лице кибер-Бога. Это, как представляется поклонниками киберпространства, должно способствовать идейному формированию образа будущего человека, который получил наименование - «Homo electronicus». Характерно то, что эта проблема приобрела международное значение для всех реальных мировых сообществ.

Заявленные вызовы цифровых сообществ в культурно-идеологической среде виртуального пространства способствовали ответным реакциям от сильных мира реального человеческого сообщества. Первыми попытку нормативно обозначить пределы воздействия технического прогресса на духовно-нравственное пространство от имени религиозного сообщества предприняли католики. Папским престолом 28 февраля 2020 г. совместно с ведущими мировыми IT-корпорациями (Microsoft, IBM), Министерством инновации Италии, подписан «Римский призыв к искусственному интеллекту».

Нормативная инициатива папы Франциска получила отклик среди верующих и глав государств, мировых религий и IT-корпораций. Суть ответных реакции состояла в том, чтобы установить регуляторы в сфере технологических инновационных разработок, которые не должны ограничивать реализацию естественных прав человека, в том числе и в духовно-нравственной сфере в виртуальном пространстве. При этом в качестве приоритета обозначено сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и культурно-идеологических доминант.

В Российской Федерации принципы разработок и применения искусственного интеллекта на нормативно-сущностном уровне в социально-правовой жизни определены Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490.

На конституционном уровне формально-юридическое закрепление получила национальная культурно-идеологическая доминанта в статье 67.1 пункт 2 Конституции Российской Федерации, где впервые на законодательном уровне закреплены традиционные религиозные идеалы, приобретшие характер духовно-нравственных ценностей. Для содействие укреплению общероссийской гражданской идентичности и межнационального согласия, а также развития отмеченного конституционного направления государства в урегулировании духовно-нравственной среды, Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2020 г. № 701 создана Общероссийская общественно-государственная организация «Ассамблея народов России».

02 июля 2021 г. Президентом Российской Федерации В. Путиным подписан Указ № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее - Стратегия), цель которой последовательное проведение политики на укрепление суверенной государственности России, в том числе и в культурно-идеологической среде на долгосрочный период. Дополнил положения Стратегии по вопросам защиты традиционного культурно-исторического и духовно-нравственного пространства многонационального народа страны Указ Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 г.

Однако полноценная реализация государственно-правовых инициатив по обеспечению национальной безопасности в сфере государственно-религиозных отношений невозможна без участия гражданских институтов и прежде всего духовных лидеров России. Поэтому, в свою очередь, традиционные российские религиозные объединения, стремясь сохранить те ценности, которые присущи их идеологическим догматам, нормативно закрепили их в социальных концепциях, доктринах относительно своего перспективного развития в стремительно меняющейся духовной среде. Отмеченные канонические акты в содержательной части адресовали направления участия религиозных объединений в социально-правовой жизни. Это означает, что каноника в содержательной части сочетает духовно-нравственные и правовые ценности, которые являются традиционными в системе общественных отношений для российского социума. Указывает на культурно-историческую и духовно-нравственную востребованность в преемственности поколений, сохранений исторической правды.

Поэтому сегодня, как никогда роль и влияние институтов традиционных религиозных объединений на урегулирование социально-правовых отношений, их нормативные инициативы канонического содержания востребованы, в том числе и для виртуального пространства универсальных «техносообществ». От того как заявят о своих правах на сохранение и последующую преемственность исторически сложившихся общегражданских духовно-нравственных установок традиционные религиозные объединения в новых социально-правовых условиях зависит будущая культурно-идеологическая матрица российского социума и ее межпоколенческая связь. Это, в свою очередь, также окажет непосредственное влияние на исторические условия для дальнейшего развития отечественной государственности, ее целостность, а также на те законотворческие инициативы, которые исходят от народных делегатов, институтов гражданского общества в вопросах обеспечения национальной безопасности. В противном случае общество, позабывшее о своих культурно-идеологических «корнях», утратит прежние духовные качества, ставшие основами государственного и общественного единения народов России.

Автор: Руслан Маратович Ахмедов,
заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин и цифрового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия», кандидат юридических наук, доцент
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал