Трансформация действующего законодательства в сфере реализации молодежной политики в Российской Федерации

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В настоящей статье рассматриваются основные аспекты трансформации действующего законодательства в сфере реализации молодежной политики в Российской Федерации. Автором проводится анализ наиболее актуальных изменений в сфере нормативно-правового регулирования реализации молодежной политики: внесение изменений в положение о Федеральном агентстве по делам молодежи, утверждение Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации до 2030 года, а также внесение изменений в федеральный закон о молодежной политике.

Кризис системы международных отношений, развязанная против России гибридная война и трансформация социально-экономических и культурно-политических основ общественных отношений несут в себе качественно иные вызовы к современной российской государственности. Порождаемые актуальными политическими событиями и процессами новые и, зачастую, экзистенциальные угрозы национальной безопасности подталкивают к пересмотру существовавших подходов к внутренней политике современной России и в том числе в части сохранения и преумножения человеческого капитала, в основе которого находятся эффективные просветительская, научно-образовательная и молодежная политика. Эффективная реализация молодежной политики на сегодняшний день имеет особенную актуальность не столько из-за попыток недружественных стран когнитивно-психологически влияет на наиболее пассионарное поколение, но и по причине недостаточной проработанности теоретических и правовых основ реализации молодежной политики.

Постановлением Правительства России от 21 марта 2024 г. № 355 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» расширены функции Федерального агентства по делам молодежи в части выработки и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики. Расширение функций Росмолодежи стало закономерным этапом в трансформации сферы молодежной политики.

Так, 29 февраля 2024 года в послании Федеральному Собранию России Президент России В. В. Путин объявил о планах по реализации нового национального проекта «Молодежь и дети», который будет реализовываться Федеральным агентством по делам молодежи совместно с заинтересованными органами власти.

Федеральное агентство по делам молодежи приобретает функционал, сравнимый с функционалом федерального министерства. Так, в функции федерального министерства входит выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере, а функционал федерального агентства ограничен управлением госимуществом и нормативно-правым регулированием исключительно в случаях, определяемых указами Президента России и Постановлениями Правительства России. Также, национальный проект «Молодежь и дети» является единственным национальным проектом, формирование и руководство которым осуществляет не федеральное министерство, а федеральное агентство, что уже само по себе создает качественно иные условия работы ведомства.

Формируемый национальный проект «Молодежь и дети» в своей структуре предполагает 9 федеральных проектов, охватывающих все уровни и направления реализации молодежной политики. Важно отметить, что национальный проект согласовывается с профильными комиссиями Государственного Совета России, а также формируется с учетом позиций федеральных органов исполнительной власти и субъектов России.

В настоящее время национальный проект согласован Комиссией Государственного Совета России по направлению «Молодежь и дети», а также Комиссией Государственного совета по научно-технологическому развитию. Также 13 июня 2024 года в г. Владивостоке в рамках Всероссийского семинара-совещания формируемый национальный проект «Молодежь и дети» был представлен руководителям исполнительных органов субъектов России, реализующих молодежную политику.

И. Е. Лапшин и Р. А. Лубский отмечали, что федеральный уровень нормативно-правового регулирования уступает региональному законодательству в силу более оперативного реагирования законодательных органов субъектов России на запросы молодежи и отсутствием на федеральном уровне базовых для отрасли нормативно-правовых актов. Иными словами, одним из ключевых условий эффективного развития сферы молодежной политики выступает совершенствование нормативно-правовых основ реализации молодежной политики, что мы и моем наблюдать на текущий момент – внесение изменений в профильный федеральный закон, утверждение стратегических документов по реализации молодежной политики, расширение функций Федерального агентства по делам молодежи и в том числе в части нормативно-правового регулирования сферы молодежной политики.

Крайне важным событием в рамках трансформации действующего законодательства в сфере реализации молодежной политики стало утверждение Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, разработанной в соответствии с поручением Президента России и утвержденной Распоряжением Правительства России. Примечательно, что цель Стратегии сформулирована во взаимоувязке с целеполаганием формируемого национального проекта «Молодежь и дети» и направлена на конкретизацию положений Федерального закона «О молодежной политике». На текущий момент Федеральному агентству по делам молодежи совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено сформировать проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

В перспективе потребуется значительная работа по приведению региональных стратегий реализации молодежной политики в соответствие утвержденной Правительством России стратегией, что должно осуществляться в том числе с применением партисипативных технологий, направленных на вовлечение молодежи в разработку и принятие региональных стратегических документов. Одним из возможных и целесообразных вариантов применения таких технологий видится организация открытых обсуждений региональных стратегий молодежной политики на площадках законодательных органах субъектов России с привлечением представителей региональных молодежных парламентских структур и общественных объединений и в том числе молодежных организаций политических партий. Результатом применения партисипативных технологий при переработке региональных стратегий молодежной политики станет не только их более высокая эффективность в части учета мнения молодежи, но и повышение информированности молодежи о возможностях участия в политической жизни страны, а также повышение уровня доверия к государственным и правовым институтам.

Одним из ключевых актов в сфере реализации молодежной политики выступает Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Н. В. Попова, Е. В. Осипчукова и М. А. Бедулева ещё до принятия федерального закона, отмечали, что отсутствие законодательного закрепления трактовки понятия «Молодежь» серьёзным образом затрудняло процесс осуществления прав молодежи, что в свою очередь требовало дальнейшей работы государства над совершенствованием правового регулирования сферы молодежной политики.

Принятие Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 550-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» стало важным событием для правовой трансформации сферы молодежной политики. Обновленным законом уточнены понятия «молодежная политика», «субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики», «инфраструктура молодежной политики», введено понятие «государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по реализации молодежной политики», определяющее статус 1780 государственных и муниципальных учреждений молодежной политики, осуществляющих деятельность в сфере реализации молодежной политики, что позволит включать учреждения в программы по развитию материально-технической базы и повышению уровня защищенности, предоставит возможность разработки норм и требований к предоставлению услуг учреждениями и как результат – повышение качества работы с молодежью.

Также обновленный закон в правовом отношении расширяет полномочия Федерального агентства по делам молодежи за счет принципа разделения общих полномочий федеральных органов государственной власти, что позволяет эффективнее осуществлять нормативно-правовое регулирование отрасли. В части вопроса разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации молодежной политики вносимые законопроектом новшества станут важным продолжением разграничения компетенции Федерального агентства по делам молодежи и Министерства науки и высшего образования России, начатого ещё в рамках внесения изменений в положение о Росмолодежи, где студенческая молодежь была определена объектом компетенции Минобрнауки России.

В Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» не было уделено должного внимания патриотическому воспитанию молодежи, в обновленном же законе о молодежной политике вводится статья «Патриотическое воспитание молодежи».

В настоящее время реализуют свою деятельность 78 региональных центров патриотического воспитания и более 30 000 патриотических объединений и клубов. В данной связи особенно важным является то, что новая статья о патриотическом воспитании является связующим звеном, консолидирующим работу всех органов государственных органов власти и молодежных общественных объединений, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи.

Таким образом, принятие законопроекта повлечет за собой улучшение инфраструктурных, методических, информационных, организационных условий работы с молодежью и формирование мировоззрения молодых людей, основанного на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, желании вносить свой вклад в развитие государства и укрепление консолидации многонационального российского общества.

В целях повышения эффективности правового регулирования реализации молодежной политики в России автором предлагаются следующие нормотворческие и организационно-управленческие решения:

  1. Приведение правового статуса Федерального агентства по делам молодежи в соответствии с функциональным и содержательным наполнением деятельности Федерального агентства по делам молодежи, а также минимизация рисков реализации формируемого национального проекта «Молодежь и дети» за счет придания Федеральному агентству по делам молодежи правового статуса Министерства по делам молодежи, руководство деятельностью которого осуществляет Президент России, что потребует актуализации структуры Федеральных органов исполнительной власти.
  2. Утверждение правительствами субъектов России региональных стратегий реализации молодежной политики с учетом положений Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г., а также с привлечением к общественному и экспертному обсуждению молодых специалистов социально-гуманитарного профиля, представителей молодежных общественных объединений и молодежных парламентских структур.
  3. Разработку и принятие федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» с учетом положений обновленного Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», формируемого национального проекта «Молодежь и дети», а также Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г.
Автор: Константин Бобров,
аспирант кафедры административного и информационного права Юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал