Кризис системы международных отношений, развязанная против России гибридная война и трансформация социально-экономических и культурно-политических основ общественных отношений несут в себе качественно иные вызовы к современной российской государственности. Порождаемые актуальными политическими событиями и процессами новые и, зачастую, экзистенциальные угрозы национальной безопасности подталкивают к пересмотру существовавших подходов к внутренней политике современной России и в том числе в части сохранения и преумножения человеческого капитала, в основе которого находятся эффективные просветительская, научно-образовательная и молодежная политика. Эффективная реализация молодежной политики на сегодняшний день имеет особенную актуальность не столько из-за попыток недружественных стран когнитивно-психологически влияет на наиболее пассионарное поколение, но и по причине недостаточной проработанности теоретических и правовых основ реализации молодежной политики.
Постановлением Правительства России от 21 марта 2024 г. № 355 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» расширены функции Федерального агентства по делам молодежи в части выработки и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики. Расширение функций Росмолодежи стало закономерным этапом в трансформации сферы молодежной политики.
Так, 29 февраля 2024 года в послании Федеральному Собранию России Президент России В. В. Путин объявил о планах по реализации нового национального проекта «Молодежь и дети», который будет реализовываться Федеральным агентством по делам молодежи совместно с заинтересованными органами власти.
Федеральное агентство по делам молодежи приобретает функционал, сравнимый с функционалом федерального министерства. Так, в функции федерального министерства входит выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере, а функционал федерального агентства ограничен управлением госимуществом и нормативно-правым регулированием исключительно в случаях, определяемых указами Президента России и Постановлениями Правительства России. Также, национальный проект «Молодежь и дети» является единственным национальным проектом, формирование и руководство которым осуществляет не федеральное министерство, а федеральное агентство, что уже само по себе создает качественно иные условия работы ведомства.
Формируемый национальный проект «Молодежь и дети» в своей структуре предполагает 9 федеральных проектов, охватывающих все уровни и направления реализации молодежной политики. Важно отметить, что национальный проект согласовывается с профильными комиссиями Государственного Совета России, а также формируется с учетом позиций федеральных органов исполнительной власти и субъектов России.
В настоящее время национальный проект согласован Комиссией Государственного Совета России по направлению «Молодежь и дети», а также Комиссией Государственного совета по научно-технологическому развитию. Также 13 июня 2024 года в г. Владивостоке в рамках Всероссийского семинара-совещания формируемый национальный проект «Молодежь и дети» был представлен руководителям исполнительных органов субъектов России, реализующих молодежную политику.
И. Е. Лапшин и Р. А. Лубский отмечали, что федеральный уровень нормативно-правового регулирования уступает региональному законодательству в силу более оперативного реагирования законодательных органов субъектов России на запросы молодежи и отсутствием на федеральном уровне базовых для отрасли нормативно-правовых актов. Иными словами, одним из ключевых условий эффективного развития сферы молодежной политики выступает совершенствование нормативно-правовых основ реализации молодежной политики, что мы и моем наблюдать на текущий момент – внесение изменений в профильный федеральный закон, утверждение стратегических документов по реализации молодежной политики, расширение функций Федерального агентства по делам молодежи и в том числе в части нормативно-правового регулирования сферы молодежной политики.
Крайне важным событием в рамках трансформации действующего законодательства в сфере реализации молодежной политики стало утверждение Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, разработанной в соответствии с поручением Президента России и утвержденной Распоряжением Правительства России. Примечательно, что цель Стратегии сформулирована во взаимоувязке с целеполаганием формируемого национального проекта «Молодежь и дети» и направлена на конкретизацию положений Федерального закона «О молодежной политике». На текущий момент Федеральному агентству по делам молодежи совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено сформировать проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
В перспективе потребуется значительная работа по приведению региональных стратегий реализации молодежной политики в соответствие утвержденной Правительством России стратегией, что должно осуществляться в том числе с применением партисипативных технологий, направленных на вовлечение молодежи в разработку и принятие региональных стратегических документов. Одним из возможных и целесообразных вариантов применения таких технологий видится организация открытых обсуждений региональных стратегий молодежной политики на площадках законодательных органах субъектов России с привлечением представителей региональных молодежных парламентских структур и общественных объединений и в том числе молодежных организаций политических партий. Результатом применения партисипативных технологий при переработке региональных стратегий молодежной политики станет не только их более высокая эффективность в части учета мнения молодежи, но и повышение информированности молодежи о возможностях участия в политической жизни страны, а также повышение уровня доверия к государственным и правовым институтам.
Одним из ключевых актов в сфере реализации молодежной политики выступает Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Н. В. Попова, Е. В. Осипчукова и М. А. Бедулева ещё до принятия федерального закона, отмечали, что отсутствие законодательного закрепления трактовки понятия «Молодежь» серьёзным образом затрудняло процесс осуществления прав молодежи, что в свою очередь требовало дальнейшей работы государства над совершенствованием правового регулирования сферы молодежной политики.
Принятие Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 550-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» стало важным событием для правовой трансформации сферы молодежной политики. Обновленным законом уточнены понятия «молодежная политика», «субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики», «инфраструктура молодежной политики», введено понятие «государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по реализации молодежной политики», определяющее статус 1780 государственных и муниципальных учреждений молодежной политики, осуществляющих деятельность в сфере реализации молодежной политики, что позволит включать учреждения в программы по развитию материально-технической базы и повышению уровня защищенности, предоставит возможность разработки норм и требований к предоставлению услуг учреждениями и как результат – повышение качества работы с молодежью.
Также обновленный закон в правовом отношении расширяет полномочия Федерального агентства по делам молодежи за счет принципа разделения общих полномочий федеральных органов государственной власти, что позволяет эффективнее осуществлять нормативно-правовое регулирование отрасли. В части вопроса разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации молодежной политики вносимые законопроектом новшества станут важным продолжением разграничения компетенции Федерального агентства по делам молодежи и Министерства науки и высшего образования России, начатого ещё в рамках внесения изменений в положение о Росмолодежи, где студенческая молодежь была определена объектом компетенции Минобрнауки России.
В Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» не было уделено должного внимания патриотическому воспитанию молодежи, в обновленном же законе о молодежной политике вводится статья «Патриотическое воспитание молодежи».
В настоящее время реализуют свою деятельность 78 региональных центров патриотического воспитания и более 30 000 патриотических объединений и клубов. В данной связи особенно важным является то, что новая статья о патриотическом воспитании является связующим звеном, консолидирующим работу всех органов государственных органов власти и молодежных общественных объединений, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи.
Таким образом, принятие законопроекта повлечет за собой улучшение инфраструктурных, методических, информационных, организационных условий работы с молодежью и формирование мировоззрения молодых людей, основанного на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, желании вносить свой вклад в развитие государства и укрепление консолидации многонационального российского общества.
В целях повышения эффективности правового регулирования реализации молодежной политики в России автором предлагаются следующие нормотворческие и организационно-управленческие решения:
- Приведение правового статуса Федерального агентства по делам молодежи в соответствии с функциональным и содержательным наполнением деятельности Федерального агентства по делам молодежи, а также минимизация рисков реализации формируемого национального проекта «Молодежь и дети» за счет придания Федеральному агентству по делам молодежи правового статуса Министерства по делам молодежи, руководство деятельностью которого осуществляет Президент России, что потребует актуализации структуры Федеральных органов исполнительной власти.
- Утверждение правительствами субъектов России региональных стратегий реализации молодежной политики с учетом положений Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г., а также с привлечением к общественному и экспертному обсуждению молодых специалистов социально-гуманитарного профиля, представителей молодежных общественных объединений и молодежных парламентских структур.
- Разработку и принятие федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» с учетом положений обновленного Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», формируемого национального проекта «Молодежь и дети», а также Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г.