Миграционная политика каждого государства играет важную роль в построении и функционировании взаимоотношений общества и государства, а также отражает основные векторы развития данных институтов. Конкретные направления, цели, задачи данной политики находятся постоянно в динамике и меняются со временем под действием различных факторов, начиная от внешнеполитической обстановки и заканчивая настроениями в обществе. Российская Федерация (далее – РФ) в данном случае не является исключением.
31 октября 2018 г. Указом Президента РФ № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы. Стоит отметить, что положения данной концепции описывает портрет предыдущих 5-8 лет, в которых существовала Россия, в частности усиленные потоки трудовых мигрантов, которые в свою очередь компенсировали естественную убыль населения и представляли собой вспомогательный источник ресурсов для экономики; среди основных задач политики упоминалось совершенствование правовых и организационных механизмов въезда и пребывания иностранцев в России, а также создание условий для их адаптации.
Однако концепция не смогла остаться неизменной, в большей степени это связано с резко обострившейся внешнеполитической обстановкой, началом специальной военной операции (далее – СВО). В мае 2023 года Президент РФ своим указом внес изменения в основные положения миграционной политики:
- Особое внимание уделяется защите жителей новых регионов (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области), упоминается проведение СВО – реализован комплекс мер социальной поддержки указанных жителей, в частности организация приема, размещения и переселения в другие более безопасные субъекты РФ.
- Акцент ставится на возросший отток населения РФ за рубеж в 2022 году в связи с изменившимися социально-экономическими условиями – требуется принятие дополнительных мер по созданию привлекательных механизмов сохранения человеческого капитала и снижения данного оттока.
- Перечислен комплекс мер, который был реализован за период с 2019 по 2022 годы, среди которых упрощение приобретения гражданства для целой категории иностранных граждан (носители русского языка, лица, состоящие в браке с гражданином РФ, и имеющими общих детей, и т.д.); введение единой электронной однократной визы для краткосрочных поездок; предоставление возможности иностранным гражданам подачи заявления о регистрации по месту жительства через Портал «Госуслуги» (ЕПГУ); необходимость прохождения дактилоскопической регистрации, фотографирования, последующей идентификации с помощью биометрии и медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и другие меры.
- Часть мер посвящена правам иностранных граждан в РФ. Так появляется пункт об увеличении организованного привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности и возможности изменить цель въезда в РФ, оставаясь на ее территории. Особый интерес представляют положения о необходимости принятия мер против любых форм дискриминации иностранных граждан по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, о противодействии формированию этнических (полиэтнических) анклавов и привлечению иностранной молодежи.
Анализ данных положений в полной мере описывает существующие реалии на территории РФ на тот период – приоритет защиты жителей новых регионов, мероприятия по ограничению миграционного оттока в связи с проведением СВО, а также заинтересованность в привлечении трудовых мигрантов с определенными ограничениями (противодействие анклавам), которые объясняются также возросшим уровнем преступности среди иностранных граждан.
На сегодняшний день действует Распоряжение Правительства № 30-р от 16.01.2024 г. «О плане мероприятий по реализации в 2024–2025 гг. Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг.», которое в полной мере описывает государственный курс в данном направлении на ближайшие 2 года. Разработка нового плана в большей мере продолжает развитие тех положений Концепции, которые подверглись изменению Президентом РФ, это объясняется в целом развитием ранее возникших факторов.
Среди важных мероприятий – разработка так называемого «адаптационного» курса для иностранных граждан и памятки о правилах поведения в стране, а также упрощенная процедура выдачи вида на жительство выпускникам и расширение перечня видов электронных виз РФ и числа стран, на граждан которых они будут распространяться. В целом упор делается на высококвалифицированных иностранных специалистов, в частности окончивших российские вузы, однако это никак не исключит привлечение трудовых мигрантов на низкооплачиваемые работы. Планом предполагается, что иностранные студенты будут проходить адаптацию (изучение русского языка, истории России, основ законодательства РФ) непосредственно в российских высших учебных заведениях, а для трудовых мигрантов, которые будут ограничены в такого рода адаптации, будет разработан своего рода «свод правил поведения».
Однако данный план делает очерк направлений, в которых стоит продолжить работу, без конкретных деталей. В части большей определенности поручения даны соответствующим министерствам. Стоит отметить, что план не затрагивает такие проблемы, как проживание в «резиновых» квартирах или иных неприспособленных местах, поэтому в этой части предстоит еще серьезная работа, так как существует еще целый ряд недосказанностей.
Переходя к одному из последних этапов в формировании нового подхода миграционной политики, стоит отметить, что он имеет прямую причинно-следственную связь с возросшим уровнем криминогенной обстановки среди мигрантов (число совершенных преступлений среди мигрантов выросло на 75% согласно сообщению Генерального прокурора РФ), в частности резонансное преступление – террористический акт в «Крокус Сити Холл» 22 марта 2024 г.
В связи с указанными факторами был принят Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ключевые изменения включают в себя следующее:
- В качестве так называемых обязанностей или «свода правил» для иностранных граждан устанавливаются: бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам, материальным и культурным ценностям Российской Федерации; уважать многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации; не вмешиваться во внешнюю и внутреннюю государственную политику Российской Федерации, в том числе не осуществлять действий, направленных на побуждение к принятию, изменению, отмене законов или иных нормативных правовых актов; уважать традиционные российские духовно-нравственные ценности, в том числе представления о браке как союзе мужчины и женщины, семье, материнстве, отцовстве, детстве, соблюдать требования о недопустимости пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и искажения исторической правды о подвиге советского народа при защите Отечества и его вкладе в победу над фашизмом; воздерживаться от финансирования и иного содействия деятельности террористических организаций, иноагентов и вовлечения в неё иных граждан.
- Предполагается введение нового миграционного режима - «режим высылки», в соответствие с которым все иностранные граждане, не имеющие законного основания находиться на территории РФ, вносятся в реестр контролируемых лиц и находятся под «режимом высылки». Данный режим накладывает ряд ограничений и запретов для контролируемых лиц, в частности ограничивается доступ к использованию денежных средств, запрещается вступать в брак и др. за нарушение любого из запретов будет грозить принудительная депортация. При выявлении нарушений иностранца не депортируют из страны автоматически – но сильно ограничат в правах. В теории такой человек сможет какое-то время оставаться в России и попытаться легализовать свой статус (но легализация через брак с гражданами РФ будет закрыта). Авторы законопроекта объяснили данную норму тем, что даже нарушающие миграционные правила иностранцы вполне свободно живут в России и ведут обычную жизнь, скрываясь при этом от государства и от ответственности.
- Параллельно будет сокращен срок пребывания в России без визы и патента – со 180 до 90 дней. Это делается, чтобы пресечь попытки незаконного трудоустройства.
Также был принят еще один законопроект – поправки к КоАП, которые дают право сотрудникам полиции самостоятельно принимать решения о депортации иностранцев из России (то есть, без участия суда).
Следом было принято Постановление Правительства РФ от 07.11.24 г. № 1510 «О проведении эксперимента по апробации правил и условий въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», в соответствии с которым предполагается проведение эксперимента по сдаче биометрии (отпечатки пальцев и изображение лица) иностранными гражданами и лицами без гражданства с 1 декабря 2024 г. по 30 июня 2026 г. в аэропортах Шереметьево, Внуково, Домодедово, Жуковский и автомобильном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска Маштаково (Оренбургская область), второй этап предполагается с 30 июня 2025 г. по 30 июня 2026 г. во всех пунктах пропуска через государственную границу РФ. Исключения из данного эксперимента включают в себя граждан Белоруссии, глав и сотрудников дипломатических представительств и членов их семей, должностных лиц международных организаций и их семей, главы и работники консульских учреждений иностранных государств и члены их семей, владельцев дипломатических и служебных паспортов и членов их семей, иностранных граждан, имеющих дипломатическую или служебную визу, иностранных граждан и лиц без гражданства, не достигших 6-летнего возраста. Проведение данного эксперимента обосновано фактически ростом преступности среди мигрантов и упрощения розыска данных лиц в связи с совершением преступлений, территориальная распространенность эксперимента на первом этапе также имеет своей причиной то, что данные пункты пропуска являются основными и пропускают через себя наибольшее количество иностранных граждан, в частности аэропорты столицы РФ. Можно заметить, что в Постановлении имеются нормы о необходимости проведения оценки результатов эксперимента, что свидетельствует о том, что будут выявлены определенные проблемы, пробелы в организованной процедуре с дальнейшей доработкой и претворения в жизнь полноценного процесса по контролю за иностранными гражданами и лицами без гражданства с целью защиты интересов РФ и граждан РФ.
Новый подход был также принят в сфере сдачи экзаменов на знание русского языка, не секрет, что неоднократно раскрывались целые мошеннические схемы по продаже справок о знание русского языка. Связано это с тем, что данная процедура была коммерциализирована, и в основном экзамены проводились в коммерческих организациях, заключивших соглашение с аккредитованными вузами. В настоящий момент экзамен могут принимать только государственные организации (внесенные в перечень Правительства) с отсутствием возможности передоверия.
28 декабря 2024 г. Президент РФ подписал сразу два федеральных закона в области миграционной политики:
- Иностранные граждане подлежат приему на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в частности это затрагивает и школы, только при условии успешного тестирование на знание русского языка.
- Установлены сроки пребывания в РФ лиц, гражданство которых прекращено, в частности лица, гражданство которых прекращено из-за предоставления ими поддельных документов при приеме в гражданство, смогут находиться в РФ не более 15 календарных дней, а лица, добровольно прекратившие гражданство, - 90 дней.
Завершающим аккордом в изменении подходов в 2024 г. и в целях усиления контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства законодательства РФ выступил Указ Президента РФ от 30.12.2024 г. № 1126 «О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с применением режима высылки». Согласно данному указу, иностранные граждане и лица без гражданства, которые подлежат включению в реестр контролируемых лиц, т. е. находятся на территории РФ нелегально, обязаны покинуть территорию России до 30 апреля 2025 г. или легализовать свое правовое положение. Решившие урегулировать правовой статус, в свою очередь, обязаны предоставить свои биометрические данные, пройти медосвидетельствование на факт употребления наркотических и психотропных веществ, на наличие инфекционных заболеваний и ВИЧ, пройти тестирование на знание русского языка, истории России и ее законодательства, погасить имеющиеся задолженности.
В данном указе, как никогда, ярко демонстрируется право полномочие Президента РФ по решению вопросов гражданства и определению основных направлений внутренней политики, в частности миграционной, поскольку ни один из указанных выше нормативных правовых актов не содержит требований, сходных с определенными в указе. Стоит отметить, что, в связи с этим одним из эффективных механизмов быстрого реагирования на изменяющиеся обстоятельства, в том числе в период СВО и участившимися преступлениями со стороны мигрантов, являются указы Президента РФ, которые позволяют сократить срок внесения изменений в правовые нормы с целью защиты прав граждан РФ и выполнения задач национальной безопасности.
Таким образом, наблюдается прямая зависимость текущей миграционной политики от внутри- и внешнеполитической обстановки, социальных и криминогенных факторов, однако всем «разговорам» о миграционной политике не хватает конкретики, нормативные правовые акты содержат в большей степени общие положения о мерах и средствах, которые должны решить существующие проблемы. Основная задача по конкретизации будет лежать на профильных министерствах и службах, так, например, Рособрнадзор становится уполномочен контролировать факт незнания мигрантом русского языка (даже в случае наличия сертификата). В целом миграционная политика встала на рельсы ужесточения (нормы в области уголовного права, связанные с незаконной миграцией, в области административного права, связанные с фиктивными документами, внесудебная блокировка сайтов в данной области и т.д.) и в ближайшие годы вряд ли изменит свой вектор, но стоит отметить, что предпринимаются попытки по упрощению некоторых процедур, как пример в части использования сервиса «Госуслуги».