Роль публичных органов в управлении миграционными процессами: правовые аспекты

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
На сегодняшний день Россия является одной из наиболее миграционно привлекательных современных стран, что влечет за собой не только позитивные процессы, но и негативные последствия. В последнее время на государственном уровне предпринимаются соответствующие шаги по упорядочиванию миграционных потоков и усилению административного контроля за развитием миграционных отношений. Соответствующим образом меняется структура органов государственной власти в сфере миграции, вносятся изменения в действующее миграционное законодательство, ужесточаются контрольно-надзорные мероприятия в отношении иностранных граждан и т.д. В данной связи актуализируется необходимость определения перспективных направлений работы органов публичной власти РФ в области управления миграционными процессами в направлении повышения эффективности и содействия стабилизации реализуемой государственной миграционной политики РФ с учетом требований национальной безопасности.

В современных условиях динамизации и диверсификации миграционных потоков на глобальном и национальном уровнях к государственным системам миграционного регулирования и контроля предъявляются ряд требований. Применительно к российской проблематике управления миграционными процессами, можно отметить пересмотр и при необходимости обновление российской государственной политики в сфере миграции.

Главное управление по вопросам миграции МВД России осуществляет, управление миграционными процессами в РФ, к его компетенции относятся, в частности, обеспечение контроля за соблюдением требований действующего миграционного законодательства РФ, осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции и пр.

В данной связи в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Главного управления по вопросам миграции МВД России является, в частности, контроль за предоставлением государственных услуг в сфере миграции по оформлению всей необходимой разрешительной документации иностранным гражданам и лицам без гражданства, обеспечению государственного контроля в сфере осуществления трудовой деятельности мигрантами, предоставлению адресно-справочной информации и др.

Вместе с тем в последнее время в контексте осложнения внутренней миграционной обстановки в РФ (в особенности в отдельных российских субъектах) актуализируется целесообразность осуществления качественного государственного управления миграционными процессами с позиции, прежде всего, ужесточения требований действующего российского миграционного законодательства и усиления необходимых контрольных мероприятий. Это продиктовано, прежде всего, интенсификацией неконтролируемых миграционных потоков, распространением случаев незаконной миграции, осложнением отношений между иностранными гражданами и членами российского общества, а также проявлением различных прецедентов этнонациональной и этнокультурной агрессии со стороны мигрантов – граждан среднеазиатских республик.

С февраля 2025 года инициировано создание и ведение Главным управлением по вопросам миграции МВД России реестра контролируемых лиц, что предусматривает введение соответствующих ограничений в отношении отдельных категорий иностранных граждан, находящихся и/или осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ нелегально. В качестве условий для внесения в данный реестр предусмотрены такие как истечение срока действия разрешительной документации, незаконное пересечение границы РФ, аннулирование ранее выданных разрешительных документов и др. Соответственно, в отношении определенных категорий иностранных граждан вводятся ограничительные или запретные действия, в частности, на использование банковских карт, осуществление регистрационных действий. Также соответствующими административно-процессуальными нововведениями предусмотрены специальные условия по исключению из реестра контролируемых лиц.

В качестве некоторых ограничительных мероприятий, вводимых в сфере более эффективного управления миграционными процессами на территории РФ, в 2024-2025 годах также необходимо отметить следующие:

- сокращение срока пребывания на территории РФ для безвизовых иностранцев (не более 90 суток в течение календарного года);

- ужесточение требований для допуска на территорию РФ (в данной связи предусмотрены дополнительные основания для отказа со стороны сотрудников ФСБ России);

- предусмотрение специальных штрафов за оказание услуг мигрантам из реестра контролируемых лиц в размере 50 тыс. рублей для физических лиц и в размере 500 тыс. рублей для юридических лиц;

- введение на уровне субъектов РФ специальных режимов приема иностранных граждан в конкретные сферы трудовой деятельности (для московского региона характерно, например, квотирование, а на территории Московской области характерно введение запретов на привлечение иностранной рабочей силы на предприятиях общественного питания и в сфере услуг);

- увеличение размера государственной пошлины за выдачу разрешений на работу и размера ежемесячного авансового платежа за трудовой патент и др.

В направлении формулирования и предложения соответствующих мероприятий по оптимизации реализуемой государственной политики РФ в сфере миграции действует Правительственная комиссия по миграционной политике. К компетенции Правительственной комиссии по миграционной политике относятся вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, разработка основных направлений совершенствования нормативно-правового регулирования миграционных отношений, выработка согласованных решений и действий по реализации единой российской миграционной политики, рассмотрение и подготовка согласованных предложений по приоритетным миграционным вопросам.

Также 2 апреля 2025 года на базе Главного управления по вопросам миграции МВД России создана Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России. Предполагается, что подобные действия в целом будут способствовать повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти РФ в сфере миграции и обеспечению адресности принимаемых мероприятий в направлении обеспечения государственного миграционного управления и контроля.

Предполагается, что, помимо решения сугубо контрольно-надзорных и полицейских вопросов в сфере миграционных отношений, Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России будет также компетентна решать, например, различные социокультурные проблемы, которые актуализируются в российском обществе на протяжении последних нескольких лет на фоне обострения межнациональных и межэтнических отношений с мигрантами, проявляющими грубое неуважение к российским идейно-традиционным ценностям и выказывающими агрессию по отношению к гражданам РФ. В данной связи предлагаются соответствующие действия по расширению практик привлечения иностранных граждан к уголовной ответственности за грубые нарушения требований действующего российского миграционного законодательства и введения больших ограничительных мероприятий в отношении иностранных граждан за незнание русской истории и русского языка.

Вместе с тем стоит также упомянуть относительно необходимости разработки наиболее действенных инструментов и механизмов нормативно-правового регулирования миграционных процессов, что также существенно повысит их управляемость и контролируемость. В данной связи имеются различные проблемные аспекты, связанные, прежде всего, с предусмотрением применительно к миграционному регулированию и контролю нормативно-правовых актов различной юридической силы – в их числе, в частности, Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, решения Конституционного Суда РФ.

В свою очередь, это актуализирует проведение качественной совместной работы российских органов судебной власти всех уровней в направлении подготовки правоприменительного мониторинга, оценки эффективности применения правовых норм в сфере регулирования миграционных отношений по конкретным критериям и требованиям, регулярного составления рекомендаций судов высшей юрисдикции в части применения отдельных нормативно-правовых актов в сфере миграции, систематизации источников действующего миграционного законодательства РФ. В конечном итоге речь идет об обеспечении наибольшей адаптационности нормативно-правовых актов РФ в сфере миграционных отношений применительно к столь стремительно меняющейся структуре социальных отношений и общественно-политического развития, причем особое значение здесь приобретают действия судов общей юрисдикции, рассматривающие судебные прецеденты по миграционному правоприменению «на местах».

Что касается непосредственно рассмотрения и принятия законодательной базы в сфере управления миграционными отношениями, то здесь также проводится соответствующая работа на уровне Федерального Собрания РФ. В частности, летом 2024 года была создана Комиссия Государственной Думы по вопросам миграционной политики, к компетенции которой относятся, в частности, вопросы анализа источников действующего миграционного законодательства РФ и повышения эффективности подготовки необходимых законодательных инициатив в сфере миграции. В частности, в данном контексте также более отчетливо обозначилась необходимость максимально активного привлечения таких государственных структур, как Генеральная прокуратура РФ и Следственный комитет РФ, к соответствующим процессам и процедурам модернизации общей законодательной базы в рамках управления миграцией. В целом, конечно же, актуализируется запрос на более плодотворную работу правоприменителей – членов думских политических партий в контексте регулирования миграционных отношений.

Как следует из официальной информации Государственной Думы на 17 апреля 2025 года, за прошлый и текущий год в общей сложности было инициировано и принято 15 законов, касающихся борьбы с нелегальной миграцией. Некоторые из них касаются вопросов противодействия заключению фиктивных браков и процессу фиктивного усыновления иностранными гражданами, конфискации полученного от организации нелегальной миграции или направленного на финансирование такой незаконной деятельности имущества, введение полного запрета для посреднических организаций принимать участие в приеме экзаменов у мигрантов, а также проведение проверки уровня знания русского языка детей мигрантов, в том числе законности их нахождения на территории РФ при зачислении в школы.

Совет Федерации, в свою очередь, довольно активно занимается рассмотрением и изучением проблемных особенностей нормативно-правового регулирования миграции в контексте конструируемого межгосударственного взаимодействия с дружественными странами. Например, в начале апреля 2025 года состоялось заседание профильной рабочей группы Межпарламентской ассамблеи СНГ, в ходе которой обсуждались наиболее перспективные направлении корректировки Концепции общего миграционного пространства государств – участников СНГ, включая в том числе рассмотрение изменения рынка занятости и структуры миграционных потоков между государствами – членами СНГ, процессуальных особенностей цифровизации и использования цифровых сервисов в странах СНГ, что требует, в свою очередь, актуализации текущих миграционных трендов и мониторинга постоянно меняющихся социально-экономических условий.

Также в направлении обеспечения международного партнерства по вопросам миграции особую роль играет МИД России, а также уполномоченные государственные структуры в соответствующих зарубежных органах государственной власти, которые работают с российскими гражданами и соотечественниками, проживающими за рубежом. В данной связи следует отметить и потенциал рабочих временных групп, которые создаются из сотрудников МИД России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти с целью гармонизации этнокультурных отношений и противодействия развитию различных межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Наконец, необходимо также указать на сбор, обработку, анализ и публикацию официальных статистических данных относительно реальной миграционной ситуации в РФ, что, соответственно, осуществляется совместно российскими федеральными и региональными органами государственной власти. В части более качественного регулирования миграционных потоков и обеспечения своевременного реагирования на какие-либо изменения в миграционных процессах необходимо наличие полной и верифицированной статистики по конкретным параметрам и индикаторам развития миграционной обстановки в стране – например, в конце 2024 года Федеральная служба государственной статистики объявила об изменении формата подготовки соответствующей статистической отчетности (если ранее данные поступали из территориальных органов МВД России на бумажных носителях раз в месяц, теперь данные направляются посредством межведомственного взаимодействия в электронном формате ежедневно).

Поэтому можно выделить следующие классификации органов публичной власти Российской Федерации, осуществляющих управление миграционными процессами. В частности, в соответствии с одной из действующих структур в сфере миграционного регулирования и контроля российских органов публичной власти представляется следующим образом: Главное управление по вопросам миграции МВД России, МВД России выступают центральными органами, такие структуры как Администрация Президента РФ, МИД России, Министерство труда и социальной защиты являются ведущими органами в данной иерархии, также можно выделить вспомогательные органы, на примере МЧС России, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования РФ, а Министерство юстиции РФ, ФСБ России отнести к обеспечивающим органам.

В соответствии с другой (по степени воздействия на управляемые объекты миграционной сферы) органы публичной власти Российской Федерации в сфере миграции могут, во-первых, оказывать непосредственное воздействие (например, пограничные органы Федеральной службы Безопасности России), во-вторых, оказывать воздействие опосредованно (на примере, ФСИН России). Кроме того, необходимо иметь в виду деятельность государственных структур, которая способствует развитию миграционных отношений (в частности, по уровню образовательных обменов между российскими и зарубежными ВУЗами, привлечений высококвалифицированных и компетентных иностранных работников в отдельные отрасли).

Автор: Дарья Маранди,
Юридический факультет имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал