Актуальность проблемы
Тема развития детско-юношеского спорта в России самым непосредственным образом связана не только с будущим российского спорта, но и с будущим всей страны. Это не преувеличение, так как согласно Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года поставлена задача обеспечения вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90% детей. Важность этой темы подтверждается и тем, что направленный 20 июля 2024 года Президентом перечень поручений по вопросам развития детско-юношеского спорта содержит целых 22 поручения. В настоящей статье не затрагиваются проблемы стратегического, концептуального характера, а рассматриваются некоторые частные проблемы, с которыми сталкиваются в своей работе тренеры и организаторы физической культуры и спорта.
Роль физкультурно-спортивных клубов
Клубная деятельность исторически играет особую роль в спорте. Можно без преувеличения сказать, что именно клубная деятельность лежала в основе появления современного спорта на Западе. Не являлась исключением и Россия. Еще в 1885 году В.Ф. Краевский основал «кружок любителей тяжелой атлетики» (т.е. клуба), который вырос в крупнейшее спортивное объединение России конца XIX века: «Санкт-Петербургское велосипедно-атлетическое общество». И именно в расширении клубной работы сейчас можно увидеть дополнительный потенциал развития детско-юношеского спорта.
Самое первое Поручение Президента Пр-1365, п.1а) говорит о стратегической роли повышения доступности занятий физкультурой и спортом для детей. В очень многих видах спорта, прежде всего с невысокой стоимостью занятий, о чем будет сказано ниже, самым доступным местом приобщения к занятиям физкультурой, а затем и спортом, являются спортивные клубы. Следует особо подчеркнуть, что здесь имеются в виду не профессиональные спортивные клубы и профессиональные спортивные лиги, которым посвящено много изменений в Федеральном Законе №329-ФЗ «О физической культуре и спорте», сделанных в 2024 году, и которые не имеют прямого отношения к детско-юношескому спорту, а физкультурно-спортивные клубы. Их отличает разнообразие юридических форм организации, и один из их главных плюсов – широкая распространенность, удобное расположение поблизости от места жительства или учебы, или непосредственно прямо по месту учебы. Система спортивных клубов сейчас активно развиваются, создаются клубные лиги, в т.ч. школьные, студенческие и т.п. В некоторых видах спорта, прежде всего, неолимпийских или национальных, клубная система – основа деятельности спортивной Федерации. В условиях слабого финансирования или его отсутствия, основная финансовая нагрузка и тяжесть по подготовке спортсменов и организации участия их в соревнованиях ложится именно на спортивные клубы, а Федерации, как правило, осуществляют общий контроль и ограничиваются административными процедурами.
Однако при этом возникают определенные сложности, прежде всего, юридического характера. Одной из главных является отсутствие в правовом поле физкультурно-спортивного (непрофессионального) клуба, как субъекта соревновательной деятельности. Федеральным законом о физической культуре и спорте №329-ФЗ и нормативно-правовыми актами (далее – НПА) в настоящее время не предусмотрены официальные спортивные соревнования высокого уровня между клубами, внесение их в календарь, присвоения. Все соревнования всероссийского или международного уровня допускают подачу заявок на участие только от субъекта РФ / страны. Подача заявки на соревнования от клуба (физкультурно-спортивной организации) допускается только на муниципальном, иногда – на субъектовом уровне. Возникает парадокс: вся тяжесть подготовки и участия спортсмена в соревнованиях ложится на клуб, а он нигде и никак официально не фигурирует. Это, в том числе, препятствует и привлечению спонсоров.
Одним из вариантов изменения этой ситуации может быть юридическое обеспечение возможности организации и проведения официальных клубных соревнований высокого уровня (т.е. соревнований между клубами, а не между субъектами / странами). Из-за появления в Федеральном Законе №329-ФЗ понятия «профессиональный спортивный клуб» во избежание путаницы следует еще раз подчеркнуть, что здесь имеются в виду физкультурно-спортивные организации, а не профессиональные спортивные клубы в понимании Федерального Закона. Однако это требует юридического решения ряда вопросов, в том числе и на уровне самого закона. Необходимо юридически обеспечить возможность проведения иных форм состязательной деятельности и разработать подзаконные НПА, регламентирующие такие соревнования. Такие НПА должны предусматривать внесение подобных соревнований в единый календарный план, присвоение спортивных разрядов и званий, попадание в списки кандидатов в сборные команды через такие соревнования и т.п. Возможно даже юридическое разделение соревнований на чемпионаты, где участвуют сборные команды субъектов / стран, и Кубки, где участвуют команды клубов. Проведение подобных соревнований стало бы большим шагом вперед особенно в современной непростой ситуации, создало бы целое новое направление спортивной состязательной деятельности, в том числе в детско-юношеском спорте, что чрезвычайно важно. Россия могла бы стать тут первопроходцем и в мировом масштабе, прорвав блокаду со стороны МОК и Международных Федераций, т.к. такого рода состязания им не подконтрольны.
Поддержка видов спорта с невысокой стоимостью занятий
Поручение Президента Пр-1365, п.1д) касается утверждения перечня видов спорта с невысокой стоимостью спортивной экипировки, спортивного инвентаря и оборудования, эксплуатации объектов спорта и спортивных сооружений. Формально это поручение выполнено: 23.08.24 письмом Министра спорта РФ такой список и Методические рекомендации по развитию таких видов был утвержден. Но сам список вызывает, по крайней мере, недоумение. В него включены только 22 вида спорта из 196, включенных во всероссийский реестр видов спорта (далее – ВРВС), содержащий сейчас 10 признанных видов, 156 развиваемых на общероссийском уровне, 8 национальных и 22 прикладных. Особо следует отметить, что в список включены только олимпийские виды. Вот некоторые из них: футбол, плавание, спортивная гимнастика, лыжные гонки. При всем уважении к этим видам спорта и понимания их роли, они очень далеки от невысокой стоимости занятий ими, а только этот параметр и ничего более выделен в данном Поручении Президента. В то же время, ряд видов спорта с близкой к нулевой стоимостью экипировки и минимальной стоимостью эксплуатации объектов спорта и высокой степенью развития в список не попали, например: дартс (455 тыс. занимающихся по данным формы 1-ФК государственного статистического наблюдения), многие неолимпийские единоборства (с числом занимающихся от 100-150 тыс. и до 300 тыс. и более), лапта (170 тыс.), пауэрлифтинг (380 тыс.), бодибилдинг (518 тыс.). Не очень массовыми являются городошный спорт (60 тыс.), мас-реслинг (20 тыс.), но они важны как традиционные виды спорта, при этом стоимость занятий в них практически равна нулю.
Так как приказ Минспорта предусматривает широкую поддержку видов спорта из списка, большая часть из которых и без того не бедствует, к формированию этого списка нужно было бы подойти очень основательно и взвешенно, основываясь только на объективных показателях. В нынешнем же виде Приказ Министерства вызывает недоумение и более того, негативную реакцию многих федераций и тысяч, если не миллионов занимаюшихся. В таком виде Поручение Президента нельзя считать полноценно выполненным, список требует переработки.
Отчисления от азартных игр
Вопросу отчислений от проведения азартных игр посвящены сразу 6 Поручений Президента Пр-1365, пп.1.в, г., е, ж1, ж2, з), что подтверждает важность этого вопроса. Согласно Поручению Пр-1365, п.1.ж)-1, 2 для контроля этого процесса будет создан фонд, целью деятельности которого указана «дополнительная поддержка детско-юношеского и массового спорта, спортивных школ, Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, общероссийских и региональных спортивных федераций, реализация новых форматов международных спортивных соревнований и развитие спортивной инфраструктуры». Следует отметить, что поддержка детско-юношеского спорта стоит тут на первом месте. Однако сложившаяся за последние 3 года практика и юридические основания распределения средств от азартных игр, выводит на первое место совершенно иные цели, связанные с развитием профессионального спорта, что не соответствует текущему моменту и целям Стратегии развития до 2030 года.
Юридические основания распределения средств от азартных игр сейчас имеет сложную трехуровневую систему:
1 уровень. Согласно Постановлению Правительства №2326 от 27.12.23 года 50% этих средств направляются профессиональным спортивным клубам, 20% олимпийским федерациям, с результатами на последних ОИ, 20% олимпийским федерациям без таких результатов, 5% пара- и сурдлимписким федерациям и 5% неолимпийским федерациям. Повторю, постановление принято в декабре 2023 года, когда вся полнота санкций и рестрикций МОК и международных олимпийских федераций уже достигла своего апогея. И все равно, лишь 5% отчислений предусмотрено неолимпийским видам спорта, которыми занимаются миллионы людей, в т.ч. дети и молодежь.
2 уровень. Согласно статье 19.1 Федерального Закона №329-ФЗ с 2024 года из полученных федерацией денег на развитие детско-юношеского и массового спорта направляется 30% поступлений (сам детско-юношеский спорт – не менее 20%), а на развитие профессионального спорта – 70% поступлений.
3 уровень. Порядок распределения и расходования средств от азартных игр внутри этих долей устанавливается Минспорта. С 18.12.2023 действует Приказ №1039 Минспорта России, который немного смягчен по сравнению с аналогичным приказом Минспорта России от 22.10.2021 N 804 года, в котором было жестко закреплено распределение этих денег по направлениям. Сейчас жесткого деления нет, наконец предусмотрен ряд статей расхода, в т.ч. «оплату проезда, проживания и питания участников детско-юношеских спортивных соревнований», что прямо указано в Поручении Президента Пр-1365 п.1.г). Однако Поручение Пр-1365 п.1.е), предусматривающее «направление указанных отчислений также на финансирование мероприятий, обеспечивающих повышение доступности детско-юношеского спорта, в первую очередь для детей из малообеспеченных семей» там отсутствует, а значит тратить деньги на эти цели не допускается.
Отметим, что в 2023 году от Единого регулятора азартный игр (ЕРАИ) спорт получил около 22 миллиардов рублей (1,5% оборота согласно N 493-ФЗ от 30.12.2020 о ЕРАИ, с 2024 года – 2%), что сопоставимо с чуть менее половиной годового бюджета Минспорта. Таким образом, каждая доля процента здесь играет существенную роль. Но описанная система очень тяжеловесна, запутана, и главное – она ни в малейшей степени не соответствует целям и задачам развития детско-юношеского спорта. Если посчитать, сколько приходит средств на детско-юношеский спорт в неолимпийской федерации и сравнить с суммами на профессиональный спорт в олимпийских видах, то разница будет не в разы, а в тысячи и десятки тысяч раз – миллиарды рублей против сотен тысяч.
Очевидно, что эта система не соответствует текущей ситуации в российском и мировом спорте, и требует изменений. Поручение Президента Пр-1365 п.1ж)-1 о создании специального фонда требует не просто исполнения, но и обязательного пересмотра всей системы распределения средств, которую следует разработать с привлечением экспертного сообщества в целях развития всего российского спорта, включая детско-юношеский, а не только профессионального. В старой системе это требует внесение изменений в Федеральный Закон о физической культуре и спорте, изменение Постановления Правительства, переработка НПА Минспорта о распределении средств, но предпочтительнее кардинальное изменение: упрощение системы и разработка единого федерального документа, возможно даже разработку отдельного Федерального Закона, подобно тому, как в 2020 году был принят Федеральный закон N 493-ФЗ о ЕРАИ. Эта задача без преувеличения является чрезвычайно важной и имеющей влияние на долгосрочную перспективу.
Предложения по реализации Поручений Президента
В свете вышесказанного кажется перспективным реализация следующих предложений:
- Разработка и юридическое закрепление механизма организации и проведения официальных спортивных соревнований высокого уровня между физкультурно-спортивными клубами, а не между субъектами / странами, с возможностью внесения таких соревнований в единый календарный план, присвоение спортивных разрядов и званий, попадание в списки кандидатов в сборные команды через такие соревнования и пр.
- Изменение и переработка с привлечением экспертного сообщества перечня видов спорта с невысокой стоимостью спортивной экипировки, спортивного инвентаря и оборудования, эксплуатации объектов спорта и спортивных сооружений и Методических рекомендации по развитию таких видов спорта.
- Пересмотр с привлечением экспертного спортивного и юридического сообщества всей системы распределения средств от азартных игр, которую следует переработать в целях развития всего российского спорта, включая детско-юношеский, а не только профессионального.