Современная концепция высшего образования в нашей стране базируется на положениях болонской системы, культивируемой в ряде зарубежных стран с целью создания единого образовательного пространства в европейском сообществе. Фактически данная система преследовала цели разрушения национальных образовательных структур, обеспечение экспорта лучших ученых и педагогов, а также педагогических инноваций, препятствуя таким образом социальному, культурному, экономическому и научно-техническому прогрессу стран, пытающихся интегрироваться в европейское сообщество.
В основу этой системы положен компетентностный подход, в соответствии с которым студент высшего учебного заведения за время обучения должен приобрести набор компетенций. В научной литературе отмечалось, что компетентностный подход в существующем виде не обеспечивает качественной подготовки юристов. В связи с этим предлагалось перейти «от предметного обучения к деятельностному». Причем данный переход предлагался лишь как средство стимулирования осмысленного отношения студентов к учебному процессу.
Представляется, что попытки совершенствования компетентностного подхода не позволят устранить его недостатки. Основным из них является аморфная цель подготовки выпускника, обладающего способностями или возможностями овладения профессией. В связи с этим возникает вопрос: а где и как человек после окончания вуза должен осваивать профессию? Действующим законодательством не предусмотрено такового периода трудовой деятельности. В законе предусмотрено исполнение трудовых обязанностей в течение весьма непродолжительного испытательного срока. Но в течение этого срока работник должен продемонстрировать наличие у него качеств, требующихся для выполнения служебных обязанностей.
Непонятно и кто должен помогать вхождению в профессию выпускника? В юридических учреждениях предпринимались попытки введения в действие института наставничества. Наставниками, как правило, назначаются руководители низовых подразделений названных учреждений или наиболее опытные сотрудники. Но такие лица далеко не всегда обладают качествами, требующимися для наставничества, фактически сложной педагогической деятельности, состоящей в преобразовании теоретических знаний о средствах, методах и приемах в умения их применения в реальных ситуациях. Будучи загруженными выполнением основных служебных обязанностей, практические работники зачастую не в состоянии уделять необходимое время наставничеству.
Доводы против продолжения реализации компетентностного подхода в юридическом образовании основываются не только и не столько на теоретических рассуждениях. Личные наблюдения в течение последних 15 лет за выпускниками разных юридических вузов страны, поступившими на службу в органы Следственного комитета РФ, прокуратуры и адвокатуры, не дают поводов для оптимистических оценок качества подготовки юристов.
Компетентность понимается как гипотетическая способность индивида к осуществлению профессиональной деятельности юриста, как ответ на вопрос, подходит ли субъект для работы в этом качестве. Практические же органы нуждаются в кадрах, которые сразу после поступления на службу могут выполнять свои профессиональные обязанности. Во многом именно этим объясняется создание практически всеми государственными юридическими учреждениями страны собственных ведомственных вузов. Перед такими вузами ставятся конкретные задачи подготовки выпускников, обладающих профессиональными качествами, позволяющими не осваивать профессию, а исполнять служебные обязанности на определенном уровне.
По нашему мнению, назрела необходимость смены конечных целей обучения в вузе с приобретения разрозненных компетенций к формированию личности юриста, обладающего определенным уровнем профессиональной квалификации, позволяющим выполнять служебные обязанности в определенной отрасли юриспруденции.
Профессиональная квалификация юриста, на наш взгляд, представляет систему взаимосвязанных взглядов, убеждений, знаний, умений и навыков выполнения определенных видов юридической деятельности.
Полагаем, что настало время отказаться от подготовки юристов так называемого широкого профиля. Одним из трендов подготовки кадров в различных отраслях человеческой деятельности является все большее разнообразие и углубление специализации. Это касается и появления новых юридических специальностей. Достаточно назвать юристов, специализирующихся на сопровождении международного сотрудничества в различных отраслях экономики, образования, культуры и пр.
Видится, что в настоящее время необходима организация обучения специалистов в сферах: борьбы с преступностью; обеспечения интересов и разрешения споров участников гражданско-правовых отношений; юридического сопровождения деятельности учреждений законодательной и исполнительной власти. Несомненно, возможно введение и другой юридической специализации. Предлагаемое деление позволяет уйти от жесткой привязки к ведомствам, для которых в настоящее время готовят кадры в ряде общегражданских вузов. В рамках более широкой специализации возможно осуществление более узкой, предполагающей работу в определенных ведомствах. Допустим, при обучении по направлению борьбы с преступностью возможно выделение специализации по расследованию преступлений, осуществлению прокурорского надзора за следствием и дознанием, поддержанию обвинения в уголовном процессе; по профессиональной защите от обвинения.
Более узкие виды специализации могут быть выделены и в других направлениях обучения.
Несомненно, необходима разработка квалификационных требований к выпускникам по избранной специализации. Соблюдение этих требований следует рассматривать как необходимое условие для работы в определенной должности. Формирование квалификационных стандартов целесообразно осуществлять совместными усилиями представителей вузов и практических органов. Справедливости ради необходимо заметить, что в ряде органов уже разработаны такие требования. Правда не все из них сформулированы четко и конкретно. Некоторые из них позволяют давать неоднозначное толкование. В ситуациях, когда названным субъектам не удается достигнуть консенсуса образовательным учреждениям следует организовывать обучение с учетом требований, утвержденных ведомством, в котором могут работать выпускники, прошедшие обучение по определенной специализации.
В наиболее краткой форме профессиональная квалификация выпускника должна обеспечивать адекватную оценку небольшой сложности типичных ситуаций, продуктивное их разрешение с помощью стандартных средств, методов и приемов в приемлемые сроки. Наличие этой начальной квалификации выявляется в ходе испытательного срока. Наверное, к этой довольно общей характеристике могут быть добавлены и другие более конкретные параметры профессиональной квалификации. Оценка юристом собственной личности и результатов осуществляемой деятельности, стремление к самосовершенствованию и т.п. Но даже в этом общем определении акцент переносится на подготовку к осуществлению профессиональной деятельности юриста.
Учебные программы и планы должны разрабатываться не просто с учетом профессиональных качеств, требуемых для допуска к определенному виду юридической деятельности. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование и развитие профессиональных качеств, начиная с первого дня обучения.
В научно-методической литературе много и справедливо отмечается значение нравственных качеств юриста, его мировоззрения. К сожалению, в сознании и поведении значительного числа выпускников юридических вузов уживается трудно объяснимый дуализм. С одной стороны, они обеспечивают применение закона, с другой, считают допустимым нарушение норм права.
Конечно же в вузы поступают люди, у которых уже имеются определенные нравственные качества, в том числе и не отвечающие требованиям, предъявляемым к личности юриста. Среди них могут быть названы правовой нигилизм, убеждение о приоритете личных интересов в иерархии ценностей и другие. Далеко не всегда удается устранить, трансформировать эти и другие негативные свойства личности в позитивные. Наличие качеств, противоречащих квалификационным требованиям, является препятствием для решения о присвоении выпускнику искомой квалификации.
Следует оговориться, что формирование нравственно-этических качеств не может быть сведено к проведению занятий в рамках специально созданных учебных курсов. Для этого требуется не только передача информации о поведении, соответствующем нормам морали, но и создание в вузах обстановки неукоснительного их соблюдения.
Студенты, наблюдающие реальные или кажущиеся отступления от нормативных предписаний и нравственных установлений, нередко приходят к выводу о допустимости противоправного, безнравственного поведения.
Необходимо заметить, что первоначально большинством студентов и выпускников юридических вузов совершаются нарушения, не представляющие большой опасности. В дальнейшем они совершают более серьезные проступки. Обращает на себя внимание и тот факт, что среди выпускников юридических вузов, привлекаемых к ответственности за должностные правонарушения, велико количество лиц, имеющих стаж работы по специальности не более 3-х лет.
К сожалению, многие выпускники юридических вузов не обладают достаточными волевыми качествами, что не позволяет им противостоять незаконному воздействию со стороны других лиц, надлежащим образом организовывать свою деятельность, преодолевать трудности в познании событий, имеющих правовое значение, в налаживании делового взаимодействия, в доказывании объективности, обоснованности собственных выводов.
Близким к перечисленным являются коммуникативные качества выпускников, формированию которых в отечественных вузах не уделяется должного внимания. Будущие и практикующие юристы не умеют устанавливать и поддерживать деловые отношения, аргументировать свои доводы, корректно разрешать конфликтные ситуации и т.п. Подобное положение в значительной степени обусловлено отсутствием учебных дисциплин, специально посвященных воспитанию таких качеств, редким использованием интерактивных методов обучения (дискуссий, публичных выступлений, деловых игр, предполагающих коммуникацию и т.п.), бессистемностью письменных заданий, формальным отношением к их проведению и проверке и т.п.
Центральное место среди всех профессиональных качеств традиционно занимают интеллектуальные.
Однако, процесс формирования этих качеств зачастую сводится к передаче обучающемуся знаний о содержании норм различных отраслей права и о вариантах их применения в типичных ситуациях.
Практически не уделяется внимание формированию профессионального мышления, предполагающего наличие умений объективной оценки сложившейся ситуации, построение обоснованных предположений об обстоятельствах, участниках произошедшего события, правовую квалификацию случившегося, избрание с учетом этого целей, задач, средств, методов и приемов деятельности. К сожалению, большинство выпускников юридических вузов приобретают эти качества после получения юридического образования, уже в процессе работы по специальности. Нередко они попросту заимствуют опыт своих коллег, используют данные о типичных ситуациях, использовании для их оценки и разрешения определенных методик. При этом ряд молодых специалистов не пытаются даже осмыслить продуктивность перенимаемых способов действий, повысить их продуктивность.
Не обладая системным мышлением, такие специалисты используют чужой опыт, не представляя в полной мере, какой результат они получат. Как правило, стандартные подходы используются для решения промежуточных задач без сопоставления их с конечной целью деятельности.
Формирование системного профессионального мышления требует системного обучения, предполагающего не только решение коротких задач, а изучение всего процесса познания, принятия решения о квалификации действий конкретных лиц и т.п.
Воспитание этих базовых профессиональных качеств юриста осуществляется при преподавании практически всех учебных дисциплин. Для этого учебные программы и планы учебных дисциплин должны быть скоординированы и согласованны.
Оптимальным вариантом является формирование самостоятельного мышления, что является одной из самых сложных задач юридического образования. Тем не менее она решаема, хотя и требует дополнительных усилий педагогов и реализации индивидуального подхода.
Завершающий блок профессиональных качеств - это деятельностные качества, то есть умения и навыки осуществления профессиональной деятельности юриста той или иной специальности.
Хотелось бы отметить, что навыки и умения профессионального мышления, несомненно, относятся к деятельностным. Они были выделены в отдельную группу, поскольку существенно отличаются от других деятельностных качеств, что, несомненно, должно учитываться в процессе их формирования.
Среди иных качеств хотелось бы, прежде всего, выделить умения: самостоятельного обучения, включающие объективную самооценку, определение путей и средств самосовершенствования; использования для этого помощи разных людей; восполнения имеющихся пробелов подготовки; расширения арсенала применяемых средств, методов и приемов и пр.
Далее хотелось бы назвать умения и навыки организации собственного труда. В современных условиях повышение уровня организации является одним из наиболее перспективных направлений улучшения качества любой деятельности. Не является исключением и профессиональная деятельность юриста.
Воспитание этих профессиональных качеств требует сбалансированного сочетания разных видов учебных занятий и практической организации студентом своей самостоятельной жизнедеятельности.
Среди анализируемых качеств особое значение имеют умения выполнения юристом профессиональных технологических операций: выполнения процессуальных действий, составления связанных с этим процессуальных документов, материалов деловой переписки; систематизация и хранение источников, носителей информации по конкретному производству, формирование личного архива, баз данных, необходимых для использования в профессиональной деятельности и пр.
В настоящее время за период обучения в вузе студент совершает не более 3-4 учебных процессуальных действий, выполняя задания по самостоятельному составлению единичных процессуальных документов. Даже в тех случаях, когда учебный план предусматривает составление пакета процессуальных документов, в него включается подготовка одного из них. Таким образом, в лучшем случае студент лишь один раз составляет такие важные и сложные процессуальные документы как постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, решение суда и пр. Это не позволяет сформировать сколько-нибудь устойчивые и продуктивные умения составления такого рода документов. Подготовка других вообще не предусмотрена учебными программами и планами, также как и проведение трудоемких и сложных процессуальных действий.
Формирование этих профессиональных качеств требует нового подхода, предусматривающего сбалансированное сочетание учебных мероприятий по получению знаний и тренировок выполнения отдельных технологических операций под руководством педагога, по самостоятельному тренингу, по воспроизведению профессиональных действий в условиях типичных ситуаций с участием нескольких обучающихся и пр.
Высказывается мнение, что основным инновационным подходом в образовании является его индивидуализация, предусматривающая учет свойств личности обучаемого в процессе формирования у него профессиональных качеств юриста. Это требует использования разнообразных технологий обучения. Необходимо подчеркнуть, что электронные, цифровые технологии не являются единственными и не решают всех проблем высшего юридического образования.
В настоящее время цифровые технологии используются для: обеспечения обучающихся методическими материалами; наглядности при проведении учебных занятий; обмена информации между студентом и преподавателем; организации учебных занятий, промежуточных и итоговых испытаний в дистанционной форме.
Соглашаясь с тем, что компьютерные технологии не заменяют традиционного обучения, личного общения педагога и студента, полагаем, что они недостаточно используются в высшем юридическом образовании. Прежде всего, слабо используются названные технологии в формировании деятельностных качеств. В ряде вузов на их базе создаются тренажеры, позволяющие формировать умения выполнения отдельных профессиональных операций в искусственно создаваемых условиях, визуально воспроизводящихся на мониторе. При правильном избрании, последовательном выполнении тренируемых операций студент допускается к выполнению следующего этапа задания. Таким образом, в частности, проходят занятия на тренажерах для обучения будущих пилотов различным операциям по управлению авиатранспортом.
Представляется, что аналогичные программы и технологии могут использоваться и в юридическом образовании. В частности, таким образом могут создаваться анимационные программы по планированию профессиональной деятельности юристов разной специализации в условиях типичных ситуаций, по проведению отдельных процессуальных, организационных, проверочных и иных мероприятий. Возможно проведение таких занятий в качестве подготовки к аналогичным тренировочным действиям в аудиторное время.
Повышенную сложность представляет разработка компьютерных средств формирования профессионального мышления, прежде всего, умения объективной оценки ситуации, определения целей и задач, направлений, средств, методов и приемов ее разрешения. Описание ситуации целесообразно заменять изображением реальных условий обнаружения следов преступления, обращения физического лица с заявлением о защите нарушенных прав в уполномоченный орган правоприменения, за консультацией к юристу, к должностному лицу, предположительно допустившему нарушение, и т.п.
С учетом изображаемых условий студенту предлагается выбрать, а затем выполнить необходимые действия. Задание должно предусматривать не только письменный ответ, но и выполнение действий, имитирующих выполнение технологических операций, необходимых в данных условиях. Скажем, при обнаружении признаков преступления, студент должен составить план проведения осмотра места происшествия, а затем провести его, обозначая с помощью курсора передвижение на месте происшествия, обследование отдельных элементов обстановки, изменение их положения и пр.
Сложнее воспроизводить действия, связанные с общением с разными людьми: опросов, допросов, очных ставок, проверки показаний на месте, в ходе судебных прений разных участников процесса и пр. Для разработки таких программ желательно создание специальных подразделений, творческих коллективов представителей разных научных и учебных заведений. К разработке программ желательно привлекать и студентов.
К продуктивным современным средствам обучения относится и социальный эксперимент, в ходе которого обучаемый выполняет технологические операции, сходные с выполняемыми в профессиональной деятельности. Так, для развития умений установления контакта с разными людьми, оказывать воздействие на них, студентам-участникам шефской помощи отдельным категориям населения может даваться определенное задание по налаживанию отношений с подшефными, по оказанию на них позитивного влияния и пр.
Полезно также выполнение профессиональных действий в ходе работы в юридических клиниках, во время прохождения практики и пр.
Для формирования профессиональных качеств юриста у обучающихся в юридических вузах возможно использование как традиционных, так и инновационных технологий. Применение любых технологий должно быть подчинено единой цели подготовки выпускника, обладающего профессиональной квалификацией, необходимой для работы в должности юриста определенной специализации.