Право на образование является социальным правом человека и гражданина, которое направлено не только на развитие его личности, но и получение им навыков и умений, позволяющих обеспечить собственное существование. При получении образования любого уровня человек нуждается в обеспечении ряда его конституционных прав. В данном случае возникает вопрос о сопутствующих праву на образование иных конституционных правах, а также иных социальных правах, закрепленных в отраслевом законодательстве Российской Федерации.
Обращаясь к значению слова «сопутствующий» в толковых словарях, под этим словом понимается, как правило, сопровождающий что-нибудь, тесно связанный с чем-нибудь; Даль В.И. определяет слова «сопутствовать» как сопровождать кого либо, делая пример луны, как спутника земли, или жены как сопутницы мужа.
Категория «сопутствующие права» неоднократно использовалась в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, однако в научной и учебной литературе практически не встречается определение указанного термина или понимаются такие права совершенно неравнозначно.
Зачастую под сопутствующими правами понимают такие права, которые усиливают или гарантируют основное право (свободу), к примеру право на эффективное средство правовой защиты, запрет дискриминации могут сопутствовать практически любым конституционным правам и свободам.
Совершенно иное понимание сопутствующих прав отражается в доктрине гражданского права. Так, под ними понимаются субъективные гражданские права, которые сопутствуют личным неимущественным правам, сами по себе не имея экономической ценности. Таким образом, речь идет прежде всего о вытекающих из основного права иных гражданских правах.
Основываясь на изложенном в конституционном праве под сопутствующими правами будем понимать права, которые обеспечивают и гарантируют полноценную реализацию рассматриваемого конституционного права, но при этом являются самостоятельными конституционными правами, а не вытекают из содержания основного права. Без сомнения, праву на образование сопутствуют многие конституционные права, без гарантирования которых реализация такого права затруднительна.
Так, личные права и свободы являются базовыми правами, обеспечивающими получение образования в надлежащих условиях без какого-либо насилия и дискриминации. Получение образования без обеспечения таких политических прав, как свобода мысли и слова, а также права на информацию немыслимо. Социально-экономические права позволят гражданину иметь надлежащие источники дохода и меры социальной поддержки в период его занятости при получении профессионального образования. При выборе специальности право на свободный труд, означает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и будущую профессию. Культурные права и свободы человека и гражданина неразрывно связаны с правом на образование. В процессе его получения человек приобщается к культурным ценностям своего и других народов. В процессе получения образования необходимы свобода литературного, научного, технического творчества, право на доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры. Необходимы конституционные гарантии пользования родным языком, свободного выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Законодательство Российской Федерации в сфере образования устанавливает необходимость соблюдения сопутствующих конституционных прав в процессе получения образования любого уровня.
Однако следует отметить, что зачастую сопутствующие социальные права предоставляются обучающимся в зависимости от финансовой основы обучения. Многие из таких прав предоставляются исключительно тем, кто обучается за счет бюджетных средств. Так, обучающимся за счет средств бюджета должны быть предоставлены соответствующие стипендии (части 3 и 6 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Кроме того, меры социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются из числа обучающихся исключительно за счет бюджетных средств.
Усложняет правоприменение и содержание механизма обучения за счет средств соответствующего бюджета. Согласно бюджетной методологии обучение за счет бюджетных средств означает исключительно финансирование в рамках контрольных цифр приема на обучение по профессиональным образовательным программам.
Однако бюджетное финансирование профессионального образования не ограничивается распределением контрольных цифр приема. Зачастую ввиду особенностей образовательной организации связанной с целями ее деятельности или особого расположения из средств федерального бюджета или иных бюджетов может предоставляться отдельное финансирование в виде субсидии на осуществление образовательной и (или) научной деятельности в такой организации. При этом прием на обучение по программам высшего образования ведется на конкурсной основе и обучение проходит бесплатно для обучающихся. Юридически такая субсидия поступает в распоряжение образовательной организации и считается ее собственными средствами, а фактически обучение осуществляется за счет бюджетных средств. В результате студенты не могут рассчитывать на те меры социальной поддержки, что гарантированы обучающимся в рамках контрольных цифр приема. Ситуация выравнивается частично только тем, что в субсидию закладываются некоторые социальные обязательства, к примеру стипендия. При этом размер стипендии и порядок ее выплаты определяется исключительно по усмотрению образовательной организации.
Из содержания норм законодательства Российской Федерации об образовании явно не следует что под обучением за счет средств бюджета понимается только обучение в рамках контрольных цифр приема, что свидетельствует о двусмысленности, неограниченности правоприменительного усмотрения, неясности правового регулирования по данному вопросу.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации механизм действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания нормы или системы норм, находящихся в очевидной взаимосвязи, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при единообразном понимании и толковании нормы всеми правоприменителями.
В данном случае различие в подходах выделения финансовых средств приводит к различному правовому статусу обучающихся, что нарушает конституционный принцип равенства граждан.
Относительно вопроса об отсутствии ряда социальных прав у обучающихся за счет средств физических и юридических лиц следует отметить что, в отношениях между фактически равными субъектами представляется необходимым соблюдение баланса их прав.
Кроме того, согласно статье 75.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
Становление солидарности в качестве общеправовой категории определялось поиском равновесия между частными и публичными интересами. Необходимо соблюсти баланс интересов частных и публичных.
В вопросе социального обеспечения такой баланс, по нашему мнению, нарушен. Необходимо рассмотреть отсутствие социальных прав у обучающихся за счет средств физических и юридических лиц с двух аспектов (публичного и частного).
С одной стороны, государство обеспечивает только тех студентов, которые учатся за счет средств бюджета с учетом того, что государство сделало заказ на подготовку кадров для национальной экономики, востребованность которых не вызывает сомнения. Однако лица, обучающиеся за счет собственных средств в большинстве своем также востребованы на рынке труда, получая высшее образование они увеличивают и научный и профессиональный потенциал страны. С другой стороны, студенты не зависимо от основы обучения относятся к категории социально уязвлённой, так как не могут полноценно трудиться и обеспечивать себя в силу отсутствия времени и образования. Представляется необоснованным разделение их на две категории, как имеющие право на социальную поддержку государства и не имеющие. Конституция Российской Федерации требует солидарности общества по отношению к тем его членам, у которых в силу объективных обстоятельств отсутствует доходы, или даже возникают дополнительные, по сути, социально полезные расходы. Нарушается и конституционный принцип адресной социальной поддержки, требующий установления поддержки в отношении тех категорий граждан, которые испытывают трудности в силу принадлежности к такой категории.
Примером может послужить законодательство иностранных государств, предоставляющих меры социальной поддержки студентам, в зависимости от их финансового положения. Так, в Швейцарии любой студент обучающийся по программам бакалавриата или магистратуры вправе подать заявление на выплату социальной стипендии в случае, если он испытывает финансовые трудности. При назначении социальных стипендий, учитывается доход заявителей и иждивенцев исходя из средней заработной платы в стране, в которой они имеют основное место жительства, имущество заявителей и лиц, ответственных за их содержание; социальное и семейное положение заявителей; неожиданное изменение финансового положения заявителя.
Согласно статьям 17-18 Межкантонального соглашения о гармонизации вклада в обучение от 18 июня 2009 г. взнос на обучение представляет собой вклад в финансовые нужды человека, проходящего обучение. Расчет финансовых потребностей включает расходы, необходимые для проживания и обучения, с учетом разумного личного вклада и вклада родителей в содержание обучающегося. Вклад родителей не учитывается, если обучающий достиг 25-летнего возраста, имеет начальную профессиональную подготовку и было финансово независимым в течение двух лет до начала нового обучения.
Причиной выплаты академических стипендий студентам и аспирантам служить успешное освоение образовательных программ. Выдающиеся достижения в обучении могут продемонстрировать не только обучающиеся за счет средств бюджета, но и за счет средств физических и юридических лиц. Соответственно деление их на две категории, как получающиеся и не получающие стипендию, ввиду финансовой основы обучения, также не соответствует принципам равенства и справедливости.
Таким образом, по нашему мнению, законодательство Российской Федерации устанавливающее социальные права обучающихся требует изменений в целях приведения его в соответствие с конституционными принципами равенства, солидарности, адресной социальной поддержки и справедливости. Для этого необходимо внести изменения в ряд федеральных законов и прежде всего в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях исключения в статьях о предоставлении социальных прав обучающимся слов «обучающиеся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».