Некоммерческие организации как институт гражданского общества в России

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье обсуждается важная функция некоммерческих общественных организаций в поддержке развития гражданского общества в России и их влияние на решение социальных проблем. Также рассматривается значение социальной ответственности граждан России, которая сыграла ключевую роль в формировании гражданского общества.

В современном обществе социальная сфера играет ключевую роль в его развитии, способствуя сохранению и увеличению человеческого капитала, который является главным конкурентным преимуществом страны. Поэтому социальному развитию общества уделяется особое внимание.

Социальные проекты, проводимые государством, бизнесом и Некоммерческие организации (далее – НКО), отличаются по различным критериям, таким как масштабы и ресурсное обеспечение. Например, в государственном секторе устанавливаются стратегические цели для социальных проектов, которые требуют значительного финансирования и направлены на улучшение социально-экономических показателей. Частный сектор, ориентированный на коммерческий интерес, требует меньшего финансирования и стремится к индивидуальным изменениям. В свою очередь, некоммерческий сектор, который нас интересует, нацелен на позитивные изменения в обществе, что может потребовать больших финансовых ресурсов, чем частный сектор. Сейчас некоммерческие организации выполняют множество социальных проектов, которые помогают в решении различных социальных проблем.

Зарождение нормативной основы деятельности некоммерческого сектора приходится на 90-е годы прошлого века. Правовая основа была заложена Федеральным законом «О некоммерческих организациях», в котором четко обозначены формы созданиях данных организаций, их правовая природа, и, соответственно, само понятие некоммерческой организации: та организация, которая не преследует в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет свою прибыль между членами организации. Иными словами, к ним относятся общественные организации, фонды, учреждения, ассоциации и другие юридические лица, созданные без цели получения прибыли.

В целом, закон имеет довольно ограниченную сферу применения. За пределами его действия остались особенности правового статуса, к примеру, некоммерческих товариществ, негосударственных пенсионных фондов, общественных фондов, движений, организаций. В данном случае в правовом поле нас будет интересовать Федеральный закон «Об общественных объединениях».

Данный закон играет важную роль в установлении правовой базы в развитии столь важного элемента государства, как гражданское общество. Оно не может быть статично, ему необходимо эволюционировать, чему способствует взаимодействие общественных объединений и государства. Разумеется, данное сотрудничество должно быть эффективно, а результатом его является создание эффективного механизма защиты прав и интересов граждан, которые преследуют своей целью решение социально значимых задач.

Часть нормативных изменений в вопросах деятельности третьего сектора приводит к полемике среди исследователей на предмет самостоятельности и автономности этих организаций. К примеру, в последние годы в России были введены дополнительные требования к НКО, в том числе обязанность некоторых из них регистрироваться в качестве «иностранных агентов» (за исключением политической партии), если они получают финансирование из-за границы и проводят политическую деятельность на территории России (далее – РФ).

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» был принят для регулирования отношений в сфере благотворительности. Он определяет благотворительную деятельность как добровольную, безвозмездную помощь в форме передачи имущества, предоставления услуг или выполнения работ в интересах общества или отдельных граждан.

В Гражданском кодексе Российской Федерации устанавливаются общие нормы, касающиеся юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций.

Эти и другие законы формируют правовую базу, которая определяет статус, права и обязанности НКО, а также механизмы государственного регулирования и поддержки их деятельности.

Важной функцией некоммерческих организаций является участие в общественной жизни и контроле за деятельностью органов публичной власти. Они могут выступать в роли посредников между гражданами и государством, представляя интересы различных социальных групп и инициируя общественные дискуссии по важным вопросам, активно проявляют себя в сфере социального развития и благотворительности, оказывают помощь уязвимым категориям граждан, реализуя программы по социальной поддержке и развитию образования, культуры, спорта и здравоохранения.

В то же время нельзя не отметить, что некоммерческие организации в своей практической деятельности, к сожалению, сталкиваются с ограничениями и препятствиями, создающими серьезные административные барьеры, а также с политическим давлением и преследованием, что негативно сказывается на их независимости и свободе действий. Законодательство о некоммерческих организациях требует серьезной модернизации и упрощения процедур публичного признания их правоспособности, а равно текущего функционирования.

Обсуждение потенциальных изменений в законодательстве о НКО в России может включать следующие аспекты:

1) упрощение процедуры регистрации путем сокращения бюрократических процедур и упрощения процесса регистрации НКО, которые могут помочь новым организациям быстрее начать свою деятельность;

2) прозрачность финансирования путем усиления требований к прозрачности финансовых отчетов НКО, которые могут повысить доверие общественности;

3) защита от политического давления путем разработки мер защиты НКО от необоснованного политического давления и вмешательства в их деятельность;

4) стимулирование благотворительности посредством введения налоговых льгот для доноров и благотворительных организаций, которые помогут стимулировать развитие благотворительности в стране;

5) расширение прав НКО, то есть расширение на участие в общественном диалоге и влияние на формирование государственной политики;

6) поддержка развития волонтерского движения и создание условий для активности волонтёров.

Эти предложения могут варьироваться в зависимости от текущего политического, экономического и социального контекста России, а также от потребностей и приоритетов гражданского общества. Важно, чтобы любые изменения в законодательстве были результатом широкого общественного обсуждения и отражали интересы всех заинтересованных сторон.

По данным Росстата, на начало 2023 года в стране было зарегистрировано свыше 210 тысяч общественных объединений и организаций. Примерно половина из них активно участвует в социальной деятельности. Четверть из этих организаций фокусируется на вопросах гражданского сектора, в то время как оставшиеся 10% занимаются политической деятельностью.

Каждый седьмой гражданин страны в течение года получает помощь от благотворительных фондов, направленную на решение ряда социальных вопросов, включая помощь социально незащищенным слоям общества, развитие политической и гражданской активностей, сохранение экологической сферы. Помимо прочего, подобная деятельность направлена на решение проблем занятости, ведь должны быть и граждане, которые оказывают эту помощь. Благодаря профессионализму и энтузиазму, некоммерческие организации продолжают оказывать значительное влияние на общество и помогать тем, кто наиболее нуждается в их поддержке.

Государственные меры поддержки и совершенствование правовой базы способствовали укреплению позиций некоммерческих структур и росту их численности. С учетом того, что социальная ответственность все чаще ложится на плечи НКО, перед государством стоит задача развития данного института.

В Российской Федерации данный институт возник лишь недавно. В 2010 году вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 № 40-ФЗ. Закон официально закрепляет позицию властных структур в отношении поддержки деятельности НКО, занимающихся разрешением социальных проблем в обществе, определяет основные принципы и виды помощи, доступные им.

В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям». Данный нормативно-правовой акт продолжает линию поддержки НКО, закрепляя и четко определяя финансовую сторону поддержки, сутью которой является предоставление дотаций и грантов из средств федерального бюджета на проекты и программы, реализуемые с целью решения социально значимых проблем.

В соответствии с реестром социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. №1290 по состоянию на 17.06.2024 г. по данным Росстата количество таких организаций составляет 52453, из которых в г. Москва зарегистрировано 6337 организаций, в г. Санкт-Петербург – 2503, в Московской области – 1709, а в Свердловской области – 1560.

Министерство экономического развития предоставляет поддержку социально направленным некоммерческим организациям путем выделения грантов на конкурсной основе в двух основных сферах. В 2024 году Фонд президентских грантов выделит 10 миллиардов рублей на поддержку проектов некоммерческих организаций. При этом Фонд проводит несколько конкурсов в год, предоставляя больше временных возможностей для НКО подать заявку на участие. Никакого ограничения по региональному признаку не вводится. Основные требования, выдвигаемые к участникам: отсутствие представителей органов государственной власти в составе организации, а также факт официальной регистрации до 16 октября 2022 года. В настоящее время проводятся региональные конкурсы на протяжении года, и регионы предоставляют информацию в фонд для выделения денежных средств на поддержку НКО - победителям конкурса до 29 ноября 2024 года.

Поддержка оказывается в таких ключевых областях, как помощь беременным женщинам и детям, содействие распространению занятий спортом среди различных возрастных групп, образовательные курсы для всех желающих и профессионалов в этой области, продвижение политической осведомленности, сохранение исторической и культурной памяти и пр.

В регионах действуют программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, целью которых является укрепление региональной политики и развитие гражданского общества в данном регионе. Например, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2015 г. № 975 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Региональная политика и развитие гражданского общества»».

Ключевые позиции, содержащиеся в программе, следующие:

  1. Повышение эффективности деятельности региональных властей;
  2. Способствование развитию гражданского общества;
  3. Укрепление социальной устойчивости;
  4. Поддержка местного самоуправления и общественных начинаний.

Программа предусматривала ряд мероприятий, направленных на достижение этих целей, включая финансовую поддержку некоммерческих организаций, образовательные проекты для повышения уровня грамотности в области управления и участия граждан в региональной политике.

Согласно отчету, составленному на основе данных некоммерческих организаций по всей России, выяснилось, что каждая треть из них не имеет сотрудников, работающих на полную ставку. В 24% случаев таких организаций имеется от 1 до 5 постоянных сотрудников. Только 36% изученных некоммерческих организаций имеют 10 или более добровольцев, в то время как 24% совсем не прибегают к помощи добровольцев. Согласно проведенному исследованию, менее чем у пятой части российских некоммерческих организаций имеется достаточное финансирование для реализации всех своих идей. Практически равное количество организаций функционирует благодаря преданности и энтузиазму, в то время как большинство испытывает недостаток финансирования.

Сотрудничество государства, бизнеса и НКО в области социального проектирования способствует улучшению управления социальной сферой, стимулирует развитие позитивной социальной активности граждан, формированию культуры взаимопомощи и совместной деятельности, что является основой объединения общества и развития страны.

Исходя из вышесказанного, для укрепления гражданского общества в России необходимо содействовать развитию некоммерческих организаций, обеспечивать удобные условия для их функционирования и гарантировать поддержку от государства и общества. Некоммерческим организациям необходимо принять активное участие в общественной жизни и сотрудничать с государственными органами для решения социальных задач и продвижения страны вперед.

Тормозящим элементом в механизме развития деятельность НКО можно обозначить низкую осведомленность граждан об их деятельности. При этом, данная проблема касается всех НКО, а не только имеющих социальную направленность. Мало кто сможет привести конкретный пример их деятельности, не говоря уже об наименованиях организаций. Данный фактор напрямую влияет на востребованность их деятельности, а значит и на финансирование: если у организации нет информационного распространения, появляется недостаток сторонников или же сотрудников, что ставит существование организации под вопрос.

Препятствием укреплению позиций НКО в России и их развитию становится двоякая позиция властных структур. Разумеется, государство нормативно обозначило значимость их существования, а также перспективы их деятельности. В этот же момент ужесточились требования к созданию и регистрации новых организаций, а существующие проходят регулярные проверки, наравне с коммерческим сектором.

Несмотря на ряд трудностей, некоммерческие организации играют важную роль в формировании гражданского общества в России. Они способствуют развитию демократических ценностей, защите прав граждан и обеспечению социальной справедливости. Важно признать и поддержать их значимость для общества и обеспечить соответствующие условия для их деятельности.

Таким образом, исследуемые проблемы приводят к тому, что НКО становятся зависимыми от государственной власти и бизнес-структур. В некоторых общественных организациях наблюдается тенденция зависимости от государственных институтов, что приводит к деградации гражданского общества и ограничивает его развитие. Сепарация двух этих элементов друг от друга положительно скажется на дальнейшем развитии гражданского общества, а также самого третьего сектора.

На основании проведенного анализа мы можем прийти к идее необходимости дополнительных изменений в законодательстве. Основное изменение, это внесение в Конституцию РФ пункт 6 статьи 13 гл. 2, дающая гарантию защиты исследуемым организациям, а также государственную поддержку. Это даст возможность некоммерческим организациям выполнять функции, предписанные им законодательством, и укрепит их позиции в обществе. При этом, наличие необходимости конкретного лица, ответственного за данную функцию, поспособствует прозрачности взаимодействия и функционирования третьего сектора.

Автор: Монастырский Юрий Николаевич,
юридический факультет имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал