Электронные медицинские карты и право на доступ к информации: зарубежный опыт и российские реалии

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Конституционное право на доступ к информации в контексте цифровизации здравоохранения непосредственно связано с применением такой информационной технологии, как технология анализа больших данных, к которой относятся электронные медицинские карты. Электронные медицинские карты позволяют пациентам беспрепятственно получать информацию о состоянии своего здоровья, на основе данных, формируемых медицинскими работниками. Однако в настоящее время в России отсутствует возможность ограничения пациентом доступа к своей электронной медицинской карте третьих лиц и медицинских работников. Это, в свою очередь, влечет риски несоблюдения конфиденциальности персональных данных, а также подрывает гарантии реализации права на доступ к информации в сфере здравоохранения. Автором рассматривается опыт европейских стран, стран СНГ и Китая в части ведения электронных медицинских карт. В итоге делаются выводы о направлениях совершенствования российского законодательства в данном направлении.

Конституции Российской Федерации в ч. 2 статьи 24 гарантирует право каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, за исключением случаев, предусмотренных законом.

На данный момент информационные технологии применяются практических во всех сферах деятельности человека. Также и в здравоохранении в связи с развитием информационных технологий и сбором огромных массивов электронной информации значительно возросло использование больших данных для анализа потоков информации. Электронные медицинские карты являются разновидностью технологий анализа больших данных, а назначение их состоит в том, чтобы предоставлять централизованные сведения о пациентах и улучшать управление медицинской информацией.

В соответствии с приказом Минздрава России от 11 ноября 2013 года № 18-1/1010 «Основные разделы электронной медицинской карты» под электронной медицинской картой понимается совокупность электронных персональных медицинских записей, относящихся к одному пациенту, собираемых, хранящихся и используемых в рамках одной медицинской организации.

Одной из актуальных задач развития здравоохранения в России является создание единого информационного пространства на основе разработки общей экосистемы электронного здравоохранения. Основным способом решении этой задачи признано создание единой электронной медицинской карты для всех пациентов страны.

С 1 января 2024 г. электронные медицинские карты в России будут применяться во всех медицинских организациях. Соответственно применение электронных медицинских карт будет предусмотрено во всех субъектах России.

Электронные медицинские карты предоставляют пациентам широкие возможности по сравнению с их бумажными аналогами. Внедрение удаленного доступа к электронным медицинским картам обеспечивает более быстрый и простой вариант получения информации о здоровье, требующий лишь наличия компьютера (или любого другого устройства, подключаемого к Интернету, включая обычный мобильный телефон), входа в систему и выбора интересующей информации. Иначе говоря, данное технологическое решение представляется актуальным способом реализации права на доступ к медицинской информации.

Однако в настоящий момент в России текущие проблемы организации доступа к информации, хранящейся в электронных медицинских картах, не позволяют говорить о полноценной реализации права на доступ к информации в сфере здравоохранения.

Так, законодательством России не предусмотрена возможность пациента ограничивать доступ к своей информации, хранящейся в электронной медицинской карте. Право пациента определять границы доступа к информации о своем здоровье в электронной медицинской карте дает ему возможность самостоятельно решать, хочет ли он, чтобы тот или иной медицинский работник мог видеть определенную информацию о нем. Положительным моментом этой практики является то, что человек сам имеет возможность контролировать доступ к своей электронной медицинской карте, то есть самостоятельно решает, разрешать ему знакомиться со своей историей болезни или нет. Из отрицательных моментов следует отметить, что пациент не всегда может понять, к какой информации необходимо получить доступ врачу, чтобы оказать квалифицированную помощь и поставить правильный диагноз, ведь человеческий организм представляет собой единый слаженный механизм, и чем больше информации у врача, тем выше шансы подобрать эффективное лечение. Как отмечают некоторые авторы, права доступа к электронной медицинской карте должны быть четко регламентированы, чтобы обеспечить ознакомление и использование данных только уполномоченными лицами.

Наличие указанной проблемы подтверждается судебной практикой. В деле «I» против Финляндии заявительница жаловалась на то, что региональные органы здравоохранения не обеспечили достаточной защиты для предотвращения несанкционированного доступа к медицинским данным. Европейский суд по правам человека указал, что заявительница проиграла дело в гражданском судебном процессе, поскольку не смогла доказать причинно-следственную связь между недостатками в правилах обеспечения безопасности доступа и распространением информации о состоянии ее здоровья. Однако возлагать такое бремя доказывания на заявительницу - значит упускать из виду серьезные недостатки в ведении документации в больнице на тот момент. Очевидно, что, если бы больница обеспечила больший контроль за доступом к медицинской документации, ограничив его медицинскими работниками, непосредственно участвующими в лечении заявителя, или ведя журнал учета всех лиц, имевших доступ к медицинской карте заявителя, заявительница оказалась бы в более выгодном положении в национальных судах.

Для поиска решения отмеченной проблемы можно обратиться к законодательству зарубежных стран, которые имеют передовой опыт в области регулирования применения электронных медицинских карт и предоставления пациентам соответствующих расширенных прав и возможностей.

Законодательство Австрии в части регулирования применения электронной медицинской карты позволяет пациентам видеть, кто знакомился с информацией, содержащейся в их электронной медицинской карте, и решить вопрос о расширении или сокращении доступа, либо даже запретить доступ к определенной информации. Субъекты электронной медицинской карты (ELGA — Elektronische Gesundheitakte) могут предотвратить доступ конкретного медицинского учреждения к определенной части или всем своим данным. Так, согласно отдельным положениям раздела 4 Закона о телематике в здравоохранении 2012 года субъекты ELGA имеют право определять индивидуальные разрешения на доступ путем раскрытия или сокрытия электронных ссылок и медицинских данных, включая данные о лекарствах для поставщиков медицинских услуг, или путем сокращения сроков действия существующих разрешений на доступ и пр.

Федеральный закон Швейцарии об электронной карте пациента в статье 9 аналогично регулирует право каждого пациента решать, кто может получить доступ к его электронной карте. Например, пациент может разрешить доступ конкретным медицинским работникам или группам медицинских работников или исключить их.

Часть 15 главы 4 Положения о порядке ведения медицинской документации в медицинских организациях КНР предусматривает ограничения права доступа к медицинской карте пациента в отношении третьих лиц, не относящихся к медицинскому персоналу: «Ни одна организация или отдельное лицо не имеют права доступа к медицинской карте пациента, за исключением медицинского персонала, оказывающего медицинские услуги пациентам, органов здравоохранения и планирования семьи, органов традиционной китайской медицины или уполномоченных медицинских учреждений по управлению медицинской картой и персонала».

Также можно полезно обратить внимание и на опыт ряда стран СНГ в рассматриваемом вопросе.

В положениях части 6 статьи 8 Закона Республики Армения от 20 мая 2020 г. № ЗР-268-Ն «О внесении изменения в закон республики Армения «О медицинской помощи и обслуживании населения», установлено: в электронной системе здравоохранения пациенту предоставляется окно доступа к электронной информации, для которого уполномоченным органом устанавливаются правила просмотра медицинских сведений пациента, круг лиц, которые имеют право знакомиться с данными пациента с его согласия, порядок входа в окно доступа и просмотра его личных данных, в том числе данных особой категории, а также форма согласия пациента на вход в окно доступа электронной информации. В указанном Законе Армении предусмотрено также и право пациента устанавливать пределы полномочий круга лиц, которые могут иметь доступ к данным пациента.

Похожая норма по ограничению пациентом доступа иных лиц к своим данным содержится в приложении № 1 к приказу Минздрава Республики Кыргызстан от 15 марта 2018 г. № 190 «Архитектура экосистемы электронного здравоохранения Кыргызской Республики». В данном акте закреплено, что пациент может управлять доверенностями и доступом к персональным данным электронного паспорта здравоохранения и документации, в том числе пациент может закрыть доступ для посторонних лиц.

Отметим также, что в Концепции развития электронного здравоохранения Республики Казахстан на 2013-2020 годы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года № 498, указывается, что важной особенностью новой системы электронного здравоохранения в Республике Казахстан «будет то, что данные будут доступны только с разрешением, предоставленным в соответствии с политиками доступа и действующим законодательством таким образом, чтобы пациент сам решал кто, когда и какие данные его электронного паспорта здоровья может просматривать».

Подводя итог, подчеркнем, что в таких странах Австрии и Швейцарии пациенты имеют право контролировать, кто может получать доступ к их электронной медицинской карте. Это право включает возможность предоставлять доступ для конкретных медицинских работников и исключать его для других. Законы Армении и Кыргызстана также предоставляют пациентам возможность управлять доступом к своим данным, устанавливая пределы полномочий для медицинских работников. Законодательство Китая строго предоставляет доступ к медицинским картам только медицинским работникам и уполномоченным учреждениям, что подчеркивает важность конфиденциальности данных, исключая третьих лиц. Концепция развития электронного здравоохранения в Казахстане акцентирует внимание на необходимости получения разрешения от пациента для доступа к его данным.

Таким образом, на этом основании представляется вполне целесообразным внести изменения и в законодательство России в части регулирования применения электронных медицинских карт и предусмотреть норму, позволяющую пациенту ограничить доступ к своим медицинским данным в электронной медицинской карте определенному кругу лиц, в том числе и медицинским работникам. Наиболее перспективный подход к правовому регулированию, на наш взгляд, представлен в законодательстве Австрии и Швейцарии, поскольку здесь максимально детально описан способ ограничения доступа к данным электронной медицинской карте пациента. Это позволит повысить эффективность функционирования системы электронных медицинских карт в России и обеспечить реализацию права на доступ к информации в сфере здравоохранения.

Автор: Федотов Никита Егорович,
аспирант кафедры конституционного и муниципального права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал