В современный период во многих государствах акцентируется внимание на важности экологического просвещения и совершенствования инструментов управления отходами производства и потребления, ибо сохраняются настораживающие тенденции, вызванные ростом количества отходов в мире. Отходы негативно воздействуют на окружающую среду, а эффективная переработка способна минимизировать их влияние на природу. В этих целях, например, в Китае предлагается не только усиливать экологическое просвещение, но и обсуждаются регуляторные инициативы, включая запрет на импорт отходов, расширение экологической ответственности и развитие программ обязательной сортировки мусора.
В России вопросу обращения с отходами также уделяется много внимания. Так, например, согласно Национальному проекту «Экология», в России планируется объемы захоронения ТКО сократить до 50% к 2030 году, а также повысить сортировку ТКО до 100% и тем самым снизить экологическую нагрузку на население. Однако, достижение таких показателей невозможно без повышения уровня экологической культуры населения и формирования действенной системы экологического просвещения.
Экологическое просвещение имеет целью развития у человека отношения к окружающей природе как ценности, повышение уровня экологической ответственности, участие в борьбе с нарушителями природоохранного законодательства по факту складирования и сброса отходов в неустановленных местах. Речь идет о становлении устойчивого экологического сознания, воспринимающего загрязнение окружающей среды, как угрозу безопасности.
Экологическое сознание будучи разновидностью общественного сознания формируется на основе ценностных представлений об окружающей среде, убежденности в важности ее сохранения и необходимости бережного к ней отношения. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. И важным элементом в формировании эко-центрического типа экологического сознания является ответственное отношение к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Традиционно экологическое сознание характеризуют как знание и понимание человеком возможностей взаимодействия с природой, оценка и учет последствий вариантов предполагаемого поведения в экологической среде. Для эффективной реализации этих целей важное значение имеет формирование устойчивых знаний и представлений о том, как правильно обращаться с отходами производства и потребления, которые, в частности, способствуют развитию экологического сознания у населения, в целом.
Как отмечают специалисты, чем выше уровень экологической культуры в обществе, чем больше уделяется внимания экологическому образованию, тем больше принимается эффективных мер по рациональному природопользованию и меньше негативного влияния на окружающую среду.
Следовательно, возникает потребность в формировании действенной системы экологического просвещения, через которое формируется экологически ответственное мировоззрение создаются надежные гарантии экологической безопасности.
В ст. 74 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определено, что экологическое просвещение в России осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе путем воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
В рамках конституционной реформы 2020 г. ч. 1 ст. 114 Конституции РФ была дополнена п. «е.6», наделившим Правительство РФ одним из важных полномочий в области охраны окружающей среды – создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры. Нововведение является значимыми для формирования экологического правопорядка и создания экологического благополучия человека, снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения уникального природного и биологического многообразия страны. В современный период система экологического образование планомерно развивается, посредством реализации возложенных на органы публичной власти полномочий и комплекс различных мероприятий, направленных на реформирование института обращения с отходами и совершенствование механизма экологического просвещения.
Следует отметить, что в современный период органы публичной власти активно реализуют деятельность по экологическому просвещению населения. Так, например, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга совместно с экологическим движением «РазДельный Сбор» издал брошюру «Как сделать мероприятие экологичнее (практические советы)». Подготовка и издание брошюры было осуществлено в рамках мероприятий по реализации Концепции непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга. Также успешно продвигаются просветительские проекты, в том числе организуются фестивали в рамках работы которых разъясняются вопросы о том, как правильно пользоваться контейнерами для раздельного сбора мусора, создаются видеоролики про раздельный сбор отходов потребления распространяемые, в частности, через определенные мобильные приложения.
Ежегодно с 2012 г. в Иркутской области осуществляется работа по поддержанию «зеленых» проектов, направленных на экологическое просвещение и экологическое воспитание. В частности, в 2022 г. на территории региона были проведены экологические акция, направленные на повышение экологической культуры граждан по раздельному сбору отходов: «Скажи мусору НЕТ!». В период акции проводились мероприятия по экологическому просвещению по теме раздельного сбора отходов.
В 2022 г. в Кузбассе был осуществлен Проект «Экобережок». В числе задач проекта отмечаются формирование культуры обращения с бытовыми отходами, мотивирование внедрения раздельного сбора отходов в личную бытовую практику. Реализация проекта была проведена через игровую форму «Собирай и разделяй». Волонтерами проведены мастер-классы по вторичному использованию полиэтиленовых отходов. Организованы и проведены экскурсии на предприятие «Чистый Город Кемерово», являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории северной части Кемеровской области, на перерабатывающие предприятия «Полимер», «Кузбассэко», в ходе которых школьники узнали о важности вторичной переработки отходов.
В Удмуртской Республике реализуется программа «Развитие добровольчества (волонтерства) в Удмуртской Республике» на 2021 – 2025 в рамках которой проводятся разъяснительные работы по сортировке отходов.
Планомерное возвращение к зародившимся в Советском союзе «субботникам» является также одной из действенных практик по экологическому просвещению. Так, например, в Калужской области в рамках мероприятий организованных ГБУ КО «Дирекция парков» с целью формирование экологического мышления в обществе, бережного отношения к природе и рациональному использованию природных ресурсов в Калужской области, было привлечено внимания общественности к важности осуществления раздельного сбора отходов.
Особо следует выделить осуществляемые интеграционные проекты в области экологического просвещения. Следует также отметить, успешно развивающийся проект «Зеленые Вузы России», охватывающий многие регионы и при реализации которого в 2021 году, было проведено 34 эфира в социальных сетях. Среди них: «Переработка в России: миф или реальность?», «Экотревожность: мировой взгляд» и др. В качестве успешного варианта работы по экологическому просвещению можно отметить направления деятельности, реализуемые Экологическим волонтерским проектом «Чистые Игры».
Представляется важным отметить интересные коммерческие практики. Так, компания «Белун» в Алтайском крае открыла пункт закупки вторичного сырья и тем самым реализовала, по сути, стимулирование у населения к сортировке вторичного сырья. Таким образом пусть и маленькими «шагами», но результативно формируется экономика замкнутого цикла. При качественной реализации процесса организации раздельного сбора вторсырья, можно существенно не только повысить ответственное отношение к переработке вторсырья, но и получить экономически выгодные «бонусы».
Поддерживая позицию о том, что преобладающей в современный период должна стать концепция качества жизни полагаем, что такого рода активизация к экологической деятельности населения, в результате которой разъясняются правила обращения отходов и сортировки мусора должна поддерживаться государством и обществом.
Считая отмеченные выше мероприятия значимыми для формирования экологического мышления, все же следует отметить, что такого рода действий, недостаточно, ибо, учитывая существенный объем информации, представленной на официальных страничках органов местного самоуправления и иных государственных учреждений, множество мессенджеров и сайтов она поступает к адресату, лишь если он ее целенаправленно ищет, либо случайно находит.
На наш взгляд в их числе детерминант, позитивно влияющих на повышение экологической культуры человека, можно выделить:
- последовательное привлечение внимания к экологическим проблемам в обществе и публичное освещение важности реализации эколого-экономического механизма рационального природопользования;
- продвижение экологической научно-просветительской работы через средства массовой информации;
- устойчивое развитие системы ценностных экологических знаний через образовательные учреждения;
- формирование устойчивой системы экологических знаний посредством конструкции семья-школа-гражданское общество;
- популяризация общественно-значимых экологических проектов;
- поддержка волонтерского экологического движения;
- активизация практик по экономическому стимулированию населения к осуществлению раздельного сбора мусора.
Экологическое просвещение затрагивает все возрастные группы населения. Однако особое внимание ученые призывают уделять экологическому просвещению молодежи.
Поддерживая позицию о том, что эффективность реализации поставленных задач в области обращения с отходами потребления требует комплексного подхода и совершенствования законодательства полагаем, что ориентация на экологокультурно-социальное развитие в сфере обращения с отходами является одним из приоритетных направлений экологической политики.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование экологической культуры, в том числе в области обращения с отходами потребления, связано с экологическим просвещением. Важно, во-первых, последовательно осуществлять экологическое образование и особое внимание уделять экологическому просвещению особенно молодежи; во-вторых, учитывать, что экологическое сознание личности – это не просто некий набор знаний, умений, приёмов воздействия на природу, направленных на её сохранность, это образ жизнедеятельности, оказывающий влияние не только на нынешние, но и будущие поколения.