Благополучие человека как правовая категория

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Проблема благополучия человека является одной из самых значимых и обсуждаемых не только в социальной философии, психологии, но и в юриспруденции. Достижение целей социального государства невозможно без выработки концептуального понимания благополучия человека. Автор в представленной статье проводит анализ ключевых подходов к благополучию человека, сложившихся в юридической науке и предлагает свое определение благополучия человека.

В цивилизованном государстве высшей ценность является человек, его благополучие, а реализация всех функций государства должна подчиняться главной цели – всестороннее развитие человеческого потенциала и достижение всеобщего благополучия.

В современных условиях мирового кризиса переоценки роли права в решении глобальных и внутригосударственных проблем, трансформации ценностей и определения вектора дальнейшего развития государственной политики наиболее актуальным становится вопрос благополучия человека и формирования условий для всестороннего, успешного развития каждого члена общества.

В юридической науке категория «благополучие человека» проработана недостаточно глубоко, но вызывает активный исследовательский интерес, и тема роли права в обеспечении благополучия человека наращивает темпы. Отмечается необходимость методологического осмысления категории благополучия человека, определение ее места в системе категорий юриспруденции.

На первый взгляд, термин благополучие является весьма обыденным и понятным, но когда термин попадает в поле зрения законодателя или правоприменителя и активно используется в нормативных правовых актах, судебной практике, то это требует определения термина как правовой категории. В Конституции Российской Федерации, иных нормативных правовых актах различного уровня, в стратегических документах и программных актах, в судебных актах термин благополучие часто упоминается, но не раскрывается.

Правовые категории в теории права определяются как научные понятия, которые представляют объективную суть правовых явлений и являются инструментом научного мышления. Правовые категории определяют не только адекватные свойства правового явления, но и раскрывают в дефинициях комплекс знаний об объекте изучения. Важен именно процесс превращения понятия в категорию, то есть не только средство фиксации некоторого содержания, но и средство организации знания в познание.

Истоки осмысления благополучия следует искать в философских трудах эпохи Античности и Средневековья, которые послужили фундаментом дальнейших исследований благополучия. Важнейший вклад в развитие философского подхода к благополучию внесли классики античной мысли Платон и Аристотель. В средневековье произошли существенные изменения в понимании благополучия. А. Августин, Фома Аквинский создают в этот период религиозные учения, которые напрямую не содержат представления о благополучии, но развивавшие идею спасения души, то есть благополучия после смерти. В эпоху Возрождения, а затем и Нового Времени тема благополучия исследуется с позиции добродетели, благополучия, счастья. В этот период философы начинают пересматривать религиозные догматы и возвращаются к наследию древнегреческих мыслителей. Б. Спиноза видит высшее благо для души в познании Бога, а высочайшую добродетель – познавать его. «Самое полезное в жизни – совершенствовать свое познание или разум, и в этом состоит высшее счастье или блаженство человека». Кант рассматривал счастье и благополучие человека в непосредственной связи с нравственностью, а правовой аспект в рассмотрение вопросов блага, благополучия привнес Гегель.

Анализ основных сложившихся подходов к пониманию содержания понятия «благополучия» позволяет определить, что благополучие является основной характеристикой спокойной и счастливой жизни человека без каких-либо неприятных неожиданностей со стороны внешнего мира, присутствие удачи и успеха в достижении поставленных целей; значение термина «благополучия» представляет собой синонимичное содержание определения счастья, основной характеристикой которого является благоприятное физическое и психическое состояние индивида; благополучие рассматривается как достижение индивидом желаемых материальных и нематериальных благ, что, по сути, означает максимальную степень исполнения его желаний и помыслов.

Еще одним важным аспектом исследования категории благополучия человека, который вызывает определенные сложности в формировании парадигматического понимания данного феномена, является выявление доминирующих факторов происхождения благополучия: индивидуально-психологические черты личности или социальные факторы, обуславливающие тот или иной уровень благополучия.

Благополучие человека можно определить как дуалистическую категорию, которая включает и субъективный подход (субъективные показатели) и объективный подход. Принимая во внимание субъективный подход человек самостоятельно оценивает уровень своего благополучия – материальный достаток, профессиональный и социальный статус, творческий потенциал и способность к самореализации, состояние здоровья и т.д.

К внешним показателям благополучия человека, которые формируют объективных аспект понимания данной категории, относятся уровень экономического развития государства, стояние законности и правопорядка, уровень правовой защищенности, гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина, уровень преступность, политическая и социальная ситуация в стране в целом.

Важнейшим индикатором благополучия человека является правовая защищенность как со стороны государства, так и со стороны (самостоятельно) самого человека. Используя данный индикатор можно говорить о правовом благополучии человека. в этом случае правовая защищенность человека тождественна понятию безопасность.

Понимание благополучие человека связывается и с конкретно-историческим компонентом того или иного государства, хотя можно говорить и о благополучии в глобальном, общемировом значении.

Отмечая связь права и благополучия О.Ю. Рыбаков говорит, что в понятии «права человека» суммарно и формально соединены социальное благополучие и право: позитивное право есть выражение определенного набора благ; правовой статус отражает известную степень благополучия человека; право воздействует формально организованными способами на приобретение, охрану благ; право само может пониматься как разновидность благ, поскольку с его помощью организуются или должны организовываться справедливые начала жизни, провозглашается юридическое равенство.

Конституционное закрепление социального государства и его принципов по мнению исследователей является основой для рассмотрения благополучия как правовой категории и конституционной ценности.

По мнению других авторов право на благополучие обеспечивается путем реализации закрепленных в законодательстве социально-экономических и личных прав.

В связи с этим для полного понимания категории благополучия человека следует различать понятия «благо» и «благополучие», поскольку сам термин «благополучие» складывается их двух элементов: «благо» и «получение», что и определяет сущность данного явления – «не только потенциальная возможность субъекта понимать, что есть «благо», но и формировать субъективное отношение к миру, детерминированное результатом обретения «блага».

Под «благом» обычно понимается некая положительная ценность; предмет или явление, удовлетворяющее определенную человеческую потребность.

Трансформация блага в позитивное право связывается с закреплением в международных актах и конституциях основополагающих личных, политических, социально-экономических прав.

Г.Т. Чернобель рассматривает благо через призму функционального назначения права – быть мерилом социальных благ. По мнению, автора, социальные блага, имеющие правовую значимость, являются правовыми благами.

Наиболее исследованным в праве является благо как объект правоотношений – это материальные и нематериальные блага, основным свойством которых является способность удовлетворять потребности субъекта. При этом какие именно блага могут выступать в качестве объектов правоотношений определяется государством.

Также А.В. Мицкевич указывал, что различные услуги, труд человека имеют то же значение «блага», то есть средства удовлетворения материальных и культурных потребностей других лиц или общества в целом, что и овеществленные продукты труда, предметы природы и т.п.

Таким образом, благо – правовая ценность, закрепляемая и охраняемая законом, удовлетворяющая различные потребности субъектов права, а благополучие человека – состояние, при котором субъект права имеет реальную возможность обладать, приобретать, распоряжаться благами, при этом государство оказывает содействие в их получении, гарантирует, охраняет, защищает указанные блага.

Важным в вопросе определения благополучия как правовой категории является соотношение благополучия человека и благополучия общественного. Благополучие отдельного человека, обеспечиваемое государством, невозможно без обеспечения благополучия всего общества, поскольку неразрывна связь человека и социума, личные интересы, притязания и права ограничены благами других членов общества. Если благополучие отдельного человека связано с состоянием удовлетворенности в обладании благами, то это непосредственно предопределяется уровнем социально-экономического развитием, состоянием законности, возможностью каждого члена общества реализовывать принадлежащие ему права. Достижение благополучия возможно только в условиях правового, социального государства основной задачей которого является благополучие и всего общества, и каждого его члена. «Человек благополучный» - главная цель социальной политики и основной ресурс развития страны. В социальном государстве личное благо соединено с общим социальным благом и выражается как социальное благополучие.

«Благо» в политико-правовом смысле интерпретируется следующим образом: задача государства состоит в создании общих и одинаковых для всех условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ были бы для всех и каждого возможны. При этом могущество и значение такого политического союза, как государство, предопределяется количеством благ разного рода и способами их распределения между членами общества.

Поскольку смысловой спектр понятия благополучия человека достаточно многомерен и широк, сформулировать определение, которое быть в полной мере отражало функциональную суть этого правового феномена, вряд ли представляется возможным, тем более что понятие благополучие человека не может быть законодательно закреплено, возможно юридическое закрепление критериев благополучия. Одни эксперты отмечают, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют какие-либо стандарты благополучия человека, его комплексные измерители. Государство устанавливает лишь некоторые минимальные показатели благополучия человека, которые в большей степени касаются материальной составляющей - например, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсионного обеспечения и т.п. Следует отметить. Что согласно Уставу партии «Едина Россия» благополучие человека отнесено к основополагающим ценностям партии и включает следующие показатели: здоровье и долголетие, социальная защищенность, достойная оплата труда и возможности для предпринимательства, доступная инфраструктура и комфортная среда, свобода творчества и духовного поиска. Мировым сообществом под эгидой ООН с 2011 года проводятся междисциплинарные исследования благополучия человека и в 2012 года был выпущен первый «Всемирный доклад о счастье». В качестве показателей благополучия населения страны были выбраны: ВВП на душу населения, продолжительность жизни в стране, данные о социальной поддержке граждан и соблюдении гражданских свобод, а также уровне восприятия коррупции и участии населения в благотворительности.

Полагаю, что в настоящее время созрела необходимость в выработке концептуального подхода к определению благополучия человека, в закреплении организационно-правового механизма обеспечения благополучия человека, четких показателей достижения благополучия человека.

Автор: Иванова Марина Александровна,
доцент кафедры административного и информационного права Юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал