Правовой статус руководителя НКО
Пошаговую инструкцию по смене руководителя некоммерческой организации мы начнем с определения статуса руководителя НКО.
Руководство некоммерческой организацией ведет высший орган управления, которым является общее собрание учредителей или членов НКО. К компетенции общего собрания, в соответствии со ст. 29 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, относится в том числе образование и прекращение полномочий исполнительных органов, к которым относится и руководитель (председатель, президент, директор).
В силу ст. 30 указанного нормативного акта исполнительный орган может либо формироваться на коллегиальной основе, либо быть единоличным. В случае коллегиального руководства в ЕГРЮЛ должны быть внесены сведения о каждом из руководителей. Факт внесения сведений в реестр дает право таким лицам действовать от имени НКО без оформления доверенностей.
К компетенции руководителя НКО относится текущее управление, решение повседневных задач и иных вопросов, возникающих в ходе осуществления деятельности и важных для достижения целей, закрепленных в учредительных документах. На руководство организации также возложена обязанность по решению вопросов, которые не являются исключительной компетенцией других руководящих структурных подразделений, в частности высшего органа управления.
Пошаговая инструкция по смене руководителя некоммерческой организации
Смена исполнительного органа НКО, как и в компаниях иных организационно-правовых форм, подлежит государственной регистрации и сопровождается внесением сведений в ЕГРЮЛ. В отличие от коммерческих хозяйственных обществ в некоммерческих организациях изменение сведений, подлежащих государственной регистрации, в общем случае осуществляется Минюстом РФ (либо его региональным подразделением). Однако в отношении некоторых видов НКО (ТСЖ, ТСН, СНТ) регистрационные действия производит налоговая служба.
Вся процедура может быть условно разделена на несколько этапов:
- Проведение общего собрания. Порядок проведения зависит от вида НКО. Цель проведения собрания — решение вопроса о смене руководителя (увольнение ранее действующего и назначение нового). По итогам проведения собрания оформляется протокол, в котором указываются итоги его проведения и принятые решения.
- Подготовка всех документов, необходимых для регистрации.
- Заполнение заявления по форме Р13014, которое должно быть подписано заявителем (новым директором), с обязательной заверкой у нотариуса. В качестве лица, которое подает документы, вправе выступать как новый директор, так и иное лицо, действующее по доверенности от его имени. Форма Р13014 при смене директора заполняется с 25.11.2020 вместо формы Р14001.
- Подача документов в уполномоченный территориальный орган Минюста РФ или налоговой инспекции (в зависимости от вида НКО).
- Регистрация изменений и внесение сведений в ЕГРЮЛ.
Документы при смене директора НКО
Для смены руководителя следует подготовить и представить в Минюст или ФНС следующие документы:
- заверенную копию учредительных документов (например, устава);
- протокол общего собрания учредителей, в котором содержатся сведения о назначении директора;
- заявление по форме Р13014 в 2 экземплярах, подпись директора на одном из которых заверена нотариально;
- нотариальную доверенность, если от имени директора действует иное лицо (оригинал и копию).
Этот комплект представляется в регистрирующий орган и является основанием для смены директора. При этом важно понимать, что в случае представления неполного пакета документов или их неправильного оформления Минюст или налоговая служба вправе отказать в регистрации изменений.
***
Как видите, смена директора НКО является довольно простой процедурой. Главное — соблюсти порядок ее проведения и правильно оформить все необходимые документы.
Можно по вашему выбору сослаться либо на п. 13 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, либо на п. 2 ч. 2 ст. 278 ТК РФ.
С какого момента новый руководитель имеет право подписывать документы? с момента составления протокола собрания или с момента официальных изменений?
С момента подписания приказа о вступлении в должность.
Добрый день. Данная информация не обязательна для внесения в устав, и вряд ли она есть в вашем уставе. Поэтому и изменять его не требуется, однако на всякий случай проверьте, какие сведения в устав вы включили. Информацию о порядке внесения изменений вы можете прочитать в нашей статье: "Внесение изменений в устав ООО".
С уважением, Сергей, редактор сайта "Народный Советникъ".
Добрый день. Процедура сложения полномочий президента похожа на процедуру его назначения. Нужно провести общее собрание, в общем порядке, и на нем поставить вопрос о смене руководителя НКО (увольнение прежнего и назначение нового). После собрания вам понадобится протокол, который будет подтверждать факт принятия решения. Далее нужно зарегистрировать изменения, путем заполнения заявления Р14001, которое подпишет новый директор, а затем нужно передать заявление и документы на регистрацию, чтобы были внесены сведения в ЕГРЮЛ.
С уважением, Сергей, редактор сайта "Народный Советникъ".
Здравствуйте. Мы рады, что статья оказалась полезной. Вы можете подписаться на нашу еженедельную рассылку, чтобы всегда быть в курсе последних изменений в законодательстве. Задавайте вопросы, если они у вас есть, всегда рады помочь.
С уважением, Сергей, редактор сайта "Народный Советникъ".
Добрый день, для этого нужно было проводить общее собрание, ваш председатель сделала не правильно. Проводите общее собрание сейчас, и ставьте 2 вопроса - о сложении полномочий бывшим председателем, и о наделении полномочий нового. Изменения должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ.
С уважением, Сергей, редактор сайта "Народный Советникъ".
Добрый день, вам нужен новый председатель, который назначается вместо старого. Он и подает документы на государственную регистрацию.
С уважением, Сергей, редактор сайта "Народный Советникъ".
Добрый день, в ассоциациях и союзах, согласно ст. 123.9 ГК РФ должны быть учредители, данные о них отражаются в ЕГРЮЛ. Соответственно, данные в протоколе должны соответствовать данным из ЕГРЮЛ, вам необходимо провести собрание с учредителями и составить протокол собрания.
С уважением, Сергей, редактор сайта "Народный Советникъ".
Добрый день. Да, доверенность, связанная с государственной регистрацией изменений в ЕГРЮЛ должна быть нотариальной.
С уважением, Сергей, редактор сайта "Народный Советникъ».