Как регламентируется процедура регистрации
Государственную регистрацию НКО координируют несколько правовых источников:
- Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) определяет общие постулаты о регистрации юридических лиц;
- закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — Закон об НКО) отражает особенности процедуры регистрации некоммерческих предприятий;
- закон «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ) раскрывает порядок процесса регистрации НКО в налоговых регистрирующих органах;
- приказ Минюста России «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации…» от 30.12.2011 № 455 включает в себя нормы о той части процедуры регистрации, которая проходит в Минюсте;
- приказ ФНС России «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (далее — приказ № ММВ-7) описывает порядок составления документов, подаваемых на регистрацию.
Кроме перечисленных актов для различных видов НКО действуют свои специальные законы (для общественных объединений, религиозных организаций, бюджетных/казенных учреждений, садоводческих товариществ и др.).
В чем особенность регистрации некоммерческих организаций, кто регистрирует (Минюст, ФНС)
В силу ст. 51 ГК РФ все юридические лица подлежат государственной регистрации. Также сведения о каждой организации должны быть включены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Однако порядок регистрации некоммерческих предприятий имеет свои особенности.
В основном это касается определения того, кто регистрирует некоммерческие организации. Как отмечалось выше, процедура регламентируется двумя законами: Законом об НКО и Законом № 129-ФЗ.
Так как в процессе участвуют два государственных органа (Минюст и ФНС), регистрацию можно условно разделить на 2 этапа:
- Принятие решения о регистрации (или об отказе в регистрации) НКО Минюстом РФ и его территориальными органами (далее — уполномоченный орган). Именно сюда подается пакет документов в соответствии с Законом об НКО и административным регламентом, утвержденным приказом Минюста № 455 (далее — Регламент).
- Внесение сведений в ЕГРЮЛ регистрирующими структурами ФНС РФ (далее — регистрирующий орган). Данный этап совершается в порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ.
Такой алгоритм присущ основной массе некоммерческих организаций. Из-под его юрисдикции, согласно ст. 1 Закона об НКО, выпадает лишь часть предприятий, которые регистрируются, как обычные коммерческие компании. К числу указанных исключений относятся:
- потребительские кооперативы (ЖСК, ГСК и др.);
- ТСЖ;
- садоводческие, огороднические и дачные объединения.
При этом бюджетные, казенные и автономные учреждения создаются на основании распоряжений органов соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) и государственной регистрации не подлежат.
Как зарегистрировать НКО — пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция по регистрации НКО 2018 года вкратце выглядит так:
- Подготовка учредительных документов.
- Написание заявления и формирование пакета документации, необходимой для регистрации.
- Подача документов регистрирующий орган.
- Принятие регорганом решения.
- Внесение в ЕГРЮЛ сведений об НКО.
- Выдача свидетельства (при положительном исходе).
Далее расскажем о каждом из шагов подробно.
Шаг 1. Готовим учредительные документы
Для некоммерческих организаций предусмотрены следующие учредительные документы:
- для фонда, общественного объединения, учреждения (частного) — устав;
- для ассоциации или союза — учредительный договор и устав;
- для некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации — устав и/или учредительный договор;
- для адвокатской организации или профсоюза — устав или положение.
При этом в учредительные документы должны быть вписаны определенные сведения.
Так, в уставе должны указываться:
- Название, включая организационно-правовую форму и упоминание о характере деятельности.
- Место нахождения.
- Предмет и цели деятельности.
- Порядок создания органов управления.
- Порядок приема в организацию и выхода из нее, правомочия ее членов.
- Информация о филиалах и представительствах.
- Информация о том, как формируется имущество и как оно распределяется после ликвидации.
- Если речь идет об уставе фонда, то дополнительно там отражается:
- слово «фонд» (в наименовании);
- цели создания;
- порядок формирования попечительского совета, должностных лиц фонда и освобождения их от должности.
В уставах учреждений указываются:
- тип учреждения;
- сведения о собственнике;
- закрытый перечень видов деятельности;
- информация о сроке полномочий органов управления.
Учредительный договор должен содержать:
- Описание порядка создания организации.
- Сведения о процедуре передачи имущества НКО.
- Информацию о том, как члены НКО участвуют в ее деятельности и каковы условиях их выхода из организации.
Документы НКО также могут включать в себя и другие сведения, если это соответствует действующим правовым источникам.
Шаг 2. Собираем документацию
Пакет состоит из следующих документов:
- заявления;
- учредительных документов в 3 экземплярах, 2 из которых прошиваются и заверяются подписью заявителя или нотариуса;
- решения об учреждении организации;
- документа об уплате госпошлины (4000 руб. — за регистрацию всех юридических лиц, кроме политических партий и обществ инвалидов; 3500 руб. — за регистрацию политической партии; 1400 руб. — за регистрацию обществ инвалидов);
- выписки из реестра или иного документа на иностранное юридическое лицо, если таковое будет учредителем НКО;
- заявления о включении НКО в реестр иностранных агентов по бланку, утвержденному приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 (если имеются основания для включения в такой реестр).
Для отдельных форм НКО (общественных объединений, политических партий, религиозных организаций) Регламентом (пп. 29–32) предусмотрены незначительные особенности представляемых на регистрацию документов.
Направляемые документы (кроме учредительных) представляются в 2 экземплярах, один из которых должен быть оригиналом. Все многостраничные акты должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью заявителя на месте прошивки.
Форма заявления, нюансы ее заполнения
В силу приказа Минюста России «Об определении форм…» от 07.05.2013 № 68 заявление на регистрацию НКО составляется на бланке № Р1101, утвержденном приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, который используется для регистрации коммерческих компаний. При этом стоит отметить один нюанс: в п. 5 ст. 13.1 Закона об НКО в списке документов, представляемых на регистрацию, значатся сведения об учредителях и об их адресе, оформлять которые отдельными документами не надо, так как информация об учредителях и адресе вносится в соответствующие листы формы № Р1101 заявления (п. 28 Регламента).
Однако учредители некоммерческой организации не так важны, как в коммерческих компаниях, поэтому при составлении заявления главное — соблюсти необходимое их количество. Например, в учреждениях допустим только 1 учредитель (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ), в обществе взаимного страхования — не менее 5 (п. 3 ст. 5 закона «О взаимном страховании» от 29.11.2007 № 286-ФЗ).
Учредителями НКО могут быть:
- дееспособные граждане;
- иностранцы и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ;
- действующие юридические лица.
Решение о создании НКО
Решение о создании НКО принимают ее учредители. В указанном акте, согласно п. 5 ст. 13.1 Закона об НКО и п. 42 Регламента, должны указываться:
- сведения о месте и времени заседания;
- список его участников;
- информация о рабочих органах собрания (состав и Ф. И. О. каждого члена);
- информация об учреждении организации;
- информация об утверждении учредительных документов;
- резюме принятых решение с итогами голосования;
- сведения об избранных органах компании и данные (Ф. И. О.) их членов;
- фамилия и инициалы председателя и секретаря заседания.
После принятия названного решения у заинтересованных лиц есть 3 месяца для подачи полного пакета документов на регистрацию НКО.
Шаг 3. Подача документов НКО
Собранный пакет документов подается в Минюст. Согласно п. 1 Регламента, в центральный аппарат Минюста для регистрации должны обращаться:
- политические партии;
- общероссийские общественные объединения;
- централизованные (имеющие сеть на территории нескольких субъектов) религиозные организации и их учреждения.
Остальные НКО передают заявление в территориальные органы.
Заявителем может быть:
- руководитель;
- учредитель;
- иное уполномоченное в специальном порядке лицо.
Сотрудникам Минюста и его территориальных органов запрещено отказывать заявителям в приеме документов.
Пакет может быть передан:
- посредством личного обращения заявителя;
- ценным письмом с описью вложения;
- через интернет-ресурсы.
Шаг 4. Принятие решения
После поступления документов и их регистрации уполномоченный орган рассматривает представленный пакет и по итогам выносит решение в виде распоряжения (один из вариантов):
- о регистрации организации;
- приостановлении регистрации некоммерческой организации (не более чем на 3 месяца);
- продлении срока рассмотрения предложенных документов до 6 месяцев (для религиозных организаций);
- оставлении заявления без рассмотрения (для религиозных организаций);
- отказе в регистрации.
Для принятия решения уполномоченному органу дается определенный срок, отсчитываемый с момента регистрации документов:
- 29 дней — по общественному объединению и религиозной организации;
- 21 день — по политической партии;
- 13 рабочих дней — по остальным некоммерческим компаниям.
Шаг 5. Внесение сведений в ЕГРЮЛ
На основании вышеуказанного распоряжения уполномоченный орган направляет в соответствующее подразделение ФНС РФ сопроводительное письмо и представленные заявителем документы (по одному экземпляру), после чего осуществляется внесение сведений о новой некоммерческой организации в ЕГРЮЛ. Сроки данной процедуры отличны от регистрации коммерческих компаний и составляют 5 рабочих дней с момента поступления пакета от уполномоченного органа (п. 8 ст. 13.1 Закона об НКО).
Не позднее следующего рабочего дня после внесения данных в ЕГРЮЛ регистрирующий орган передает информацию об этом в Минюст (его территориальные структуры). Вместе с этим налоговая направляет также в уполномоченный орган для выдачи заявителю выписку из реестра и свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет.
Шаг 6. Выдача свидетельства
После получения сообщения о включении новой НКО в ЕГРЮЛ уполномоченный орган вносит сведения в ведомственный реестр некоммерческих организаций. Далее сотрудники готовят свидетельство о регистрации НКО и пакет заверенных руководителем уполномоченного органа документов (учредительные документы) для выдачи заявителю.
На эту подготовку дается 3 рабочих дня с момента поступления от регистрирующего органа извещения о внесении сведений в ЕГРЮЛ.
В итоге вся процедура государственной регистрации производится в следующие сроки:
- общественных объединений и религиозных организаций — 1 месяц и 8 рабочих дней;
- политических партий — 1 месяц;
- остальных некоммерческих компаний — 21 рабочий день.
Отказ в регистрации или ее приостановление. Как зарегистрировать НКО при отказе?
При прохождении регистрации организации процедура может быть приостановлена, продлена или прервана отказом. Для всех этих случаев имеются закрытые перечни оснований.
Так, приостанавливается процесс только по причине ненадлежащего оформления представленных документов. За время приостановки заявитель обязан внести соответствующие поправки — только тогда регистрация будет возобновлена. В противном случае заявителя ждет отказ.
Причинами отказа в регистрации могут стать:
- Противоречие учредительных и иных представленных документов российскому законодательству.
- Наличие НКО с таким же названием.
- Установление факта оскорбления наименованием организации религиозных, национальных и нравственных чувств граждан.
- Неполный пакет документов.
- Обращение в ненадлежащий орган.
- Наличие в документах недостоверных сведений.
Кроме того, отказать могут в ситуации, когда учредителем стало лицо, которому запрещено быть в этом статусе согласно п. 1.2 ст. 15 Закона об НКО.
Решение об отказе, приостановлении или продлении регистрации принимается не позднее 14 дней с момента поступления документов.
При отказе регистрация НКО все равно может быть произведена. Во-первых, указанный акт может быть обжалован в вышестоящем органе или суде. Во-вторых, отказ не мешает заявителю повторно обратиться за регистрацией после устранения недочетов.
***
Итак, регистрация некоммерческих организаций возможна в двух вариантах: одноэтапно, как при регистрации коммерческих фирм, и двухступенчато. Пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации 2018 года, которая приведена в статье, поможет физическим и юридическим лицам, принявшим решение об этом, провести процедуру грамотно и с соблюдением требований действующего законодательства.
Добрый день. Существует необходимость в изменении деятельности НКО добровольно. Как действовать дальше: изменение учредителей и председателя?