Регистрация права собственности на квартиру по наследству

1
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Регистрация права собственности на недвижимость по наследству — это обязательное условие для получения возможности распоряжаться ею по своему усмотрению. Расскажем, где и как проводится процедура регистрации прав на квартиру, какие документы потребуются и сколько всё это стоит.

Зачем регистрировать переход права собственности

Документом, подтверждающим получение квартиры по наследству, является свидетельство о праве на наследство. Этот документ выдается нотариусом по месту открытия наследства и подтверждает легальность приобретения жилья собственником.

Однако для полноценного владения и распоряжения квартирой право собственности должно быть зарегистрировано в ЕГРН. Такое требование содержится в п. 1 ст. 131 ГК РФ, согласно которому право собственности подлежит регистрации в Росреестре.

Без регистрации в ЕГРН права собственности владелец жилья не сможет заключать сделки с имеющейся у него квартирой. Например, он не сможет продать ее, подарить, обменять, переоформить на себя лицевой счет, зарегистрироваться по месту жительства.

Документы для регистрации собственности на наследство

Перечень документов для регистрации прав на недвижимость формируется исходя из требований ч. 2-4 ст. 18 закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Соответственно, владельцу квартиры потребуется следующий пакет:

  • заявление о проведении государственной регистрации;
  • свидетельство о праве на наследство — документ, подтверждающие законность приобретения недвижимости;
  • паспорт заявителя;
  • квитанция об уплате госпошлины (2 000 руб.);

Заявление о государственной регистрации заполняется в бумажной или электронной форме (в зависимости от способа подачи документов) на унифицированном бланке. Бумажный бланк выдадут по месту заполнения, например в МФЦ. Что касается электронного бланка, то он доступен на портале «Госуслуги».

Обратите внимание! Бланк заявления выдадут прямо в МФЦ или в Росреестре.

Свидетельство о праве на наследство оформляет только нотариус по месту открытия наследства. Для получения этого документа наследнику необходимо в течение 6 месяцев с момента открытия наследства обратиться к нотариусу.

При этом необходимости в личном обращении именно к этому нотариусу нет. Для подачи заявления о принятии наследства достаточно обратиться к любому нотариусу на территории РФ. Соответственно, принявший заявление нотариус вышлет все документы нотариусу по месту открытия наследства.

Если препятствий для оформления наследства нет, то по истечении шестимесячного срока для подачи документов наследнику выдадут соответствующий документ.

Паспорт заявителя предъявляется в случае личного обращения в МФЦ или к нотариусу.

Куда подавать документы

Полномочиями регистрировать права собственности на недвижимость обладает только Росреестр. Соответственно, куда бы ни обратился заявитель, документы в бумажном или электронном виде всё равно попадут именно туда.

Помимо непосредственной подачи документов в Росреестр их также можно отправить через МФЦ.

Способ направления документов

На сегодняшний день существует три способа подачи документов на регистрацию:

  • путем личного обращения в МФЦ;
  • по почте в адрес Росреестра;
  • непосредственно в Росреестр.

Обратите внимание! Свидетельство о регистрации права собственности сейчас не выдается. Регистрация подтверждается выпиской из ЕГРН.

Помимо перечисленных вариантов также можно воспользоваться и помощью нотариуса. Между нотариальными конторами и подразделениями Росреестра налажена система электронного документооборота. Соответственно, нотариус имеет право направить документы на регистрацию в Росреестр сразу же после оформления свидетельства о праве на наследство. При этом заявление на регистрацию нотариус заполнит самостоятельно и тут же его удостоверит.

Данный вариант регистрации имеет два существенных преимущества:

  • срок регистрации квартиры составляет 1 день с момента подачи документов нотариусом в Росреестр;
  • владельцу квартиры не нужно куда-либо обращаться дополнительно, что особенно актуально в рамках принимаемых мер для борьбы с распространением коронавируса.

Нужно ли платить пошлину?

За государственную регистрацию прав взимается пошлина. Ее размер определен подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 2 000 руб.

Если документы в Росреестр для государственной регистрации права подает нотариус, который оформлял свидетельство о праве на наследство в электронном виде, то государственная пошлина не взимается.

***

Государственная регистрация права на квартиру, полученную по наследству, во многом формальность. Тем не менее она необходима для получения возможности полноценно распоряжаться своим жильем.

Больше полезной информации по теме — в рубриках «Наследство» и «Право собственности».

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Благодарю за помощь.
Ответить