В любое время все бизнесмены волнуются по вопросам возможных проверок их работы контролирующими и надзорными органами. Не все знают, в силу каких обстоятельств проверяют налоговики определённых лиц, а других при этом не беспокоят.
Определённые критерии отбора налогоплательщиков для проверок указаны в Приложении № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и применимы как к организациям, так и ИП.
Реальная налоговая нагрузка существенно ниже среднеотраслевого показателя
Налоговая нагрузка – представляет собой расчётный экономический показатель. Он говорит о той части доходов, которые приходятся на уплату налогов.
Это критерий, позволяющий инспекторам установить то, что к определённому субъекту хозяйственной деятельности нужно повнимательнее присмотреться, и включить его в план выездных проверок. Небольшие, по сравнению со средними показателями, суммы уплаченных налогов говорят о том, что предприниматель довольно эффективно применяет схемы оптимизации. Сразу возникает вопрос о том, все ли они законны.
Инспекторы проводят сравнение нагрузки налогоплательщика с отраслевым нормативным показателем (разд. 4 Приложения № 1 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
Бизнесмен вправе самостоятельно рассчитать имеющуюся нагрузку и сравнить результат со среднеотраслевым показателем. Это можно сделать по формуле на основании Приложения № 3 к упомянутому выше приказу. Расчеты такого рода являются правом, а не обязанностью предпринимателя. Если они укажут на то, что показатель нагрузки ниже среднеотраслевого, то существует высокая вероятность возникновения интереса ФНС.
Серьёзная доля вычетов по НДС
Их сумма превышает 89% от начисленного за 12 месяцев НДС (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков). В НК РФ не расшифровывается понятие «безопасной доли» для вычетов НДС. Чаще всего под ним рассматривают уровень, превышение которого выходит за рамки традиций и поэтому привлекает внимание налоговых органов. Известны две основные величины, которые использует ФНС. Это доля вычетов:
- за четыре квартала менее 89% от НДС, начисленного за этот период (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков);
- не превышающая среднюю по региону. Данный показатель можно найти в опубликованных комментариях представителей ФНС.
Может привлечь и факт того, что среднемесячная зарплата работников значительно ниже отраслевого показателя в регионе. ФНС рассмотрит возможность проведения выплат зарплаты «в конвертах» и другие нарушения в сфере финансовых правоотношений с работниками (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков).
Проверки оформления правоотношений с работниками или с самозанятыми получают всё большее распространение. Не допускать нарушения вполне реально – достаточно лишь следовать обязательным для исполнения правилам.
Использование цепочки контрагентов
Налоговики заинтересуются налогоплательщиком, если работа ведётся с перекупщиками и посредниками, но в этом не усматривается необходимость, продиктованная бизнесом. ФНС решит, что присутствует высокая вероятность получения необоснованной налоговой выгоды (п. 8 Общедоступных критериев оценки рисков).
Обычно сам по себе факт обращения за зачетом или возвратом денежных средств рассматривается в качестве получения налоговой выгоды. Если ФНС обнаружит подтверждение того, что налоговая выгода является необоснованной, то ведомство откажет в возможности получения средств из бюджета, снижении суммы налога и т. д. Поэтому налогоплательщикам необходимо проверять контрагентов. Нужно убедиться в том, что контрагент существует и полностью исполняет сделки. Это и становится проявлением должной осмотрительности и доказательством обоснованности сотрудничества с контрагентом.
Об этом говорится, и пример схемы получения необоснованной налоговой выгоды можно увидеть, в приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Высокие налоговые риски, формируются привлечением фирм-«однодневок», инвалидов и подобными факторами
Данный критерий также говорит, что не исключены попытки получения необоснованной налоговой выгоды (п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков).
Если налогоплательщик не дал пояснений или не сдал необходимые документы в инспекцию
Включая обстоятельства, изложенные (пп. 8 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 88, ст. 93 НК, ст. 29 закона № 402-ФЗ, п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков):
- не предоставлены пояснения по итогам камеральной проверки;
- не представили запрашиваемые при проведении камеральной проверки документы;
- отсутствуют документы, которые ещё требуется хранить;
- не восстановили утраченные документы, которые погибли в силу форс-мажора.
Отдельные риски, возникающие только в случае применения спецрежимов
В число рисков, которые относятся только к налогоплательщикам на УСН и подобных спецрежимах, входят неоднократные приближения к предельным показателям, которые и становятся условием для появления права на них (п. 6 Общедоступных критериев оценки рисков).
Если дважды в год и более налогоплательщик приближался к пределу по спецрежиму, то это становится основанием для интереса со стороны налогового органа. Разница между показателем налогоплательщика и ограничением должна составить не менее 5% от предельного значения. Это может вызвать подозрение в том, что налогоплательщик намеренно занижает показатели доходов, чтобы пользоваться преимуществами спецрежимов.
Не рассматривается абсолютным основанием проведения выездной проверки заявление третьего лица о возможных нарушениях у налогоплательщика, если у последнего имеется спор в рамках дела о банкротстве (письмо ФНС от 10.09.2021 № СД-4-2/12900@).
Может ли налоговый орган потребовать документы по сделке без налоговой проверки?
Налоговый орган может истребовать любые документы и данные по определённой сделке без проведения налоговой проверки, но исходя из целесообразности, разумности и обоснованности. Невозможно произвольное истребование информации, не объясняющееся целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля. При наличии обоснованной необходимости получения документов по конкретной сделке налоговый орган может истребовать документы у участников этой сделки или третьих лиц, располагающих соответствующими документами. На это указывают положения п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
Отсюда проистекает вывод о том, что налоговики вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, причем не только у участников сделки, но и у других лиц.
Особые критерии отбора проверяемых
Применяются и особые критерии отбора хозяйствующих субъектов для проведения проверок:
- частая или необоснованная «миграция» между налоговыми инспекциями (п. 10 Общедоступных критериев оценки рисков);
- показатели рентабельности существенно ниже средних по отрасли (п. 11 Общедоступных критериев оценки рисков).
Наиболее актуальным следует считать рентабельность продаж и активов по сведениям бухучета. Существенным будет рассматриваться отклонение от 10%.
Принимаются во внимание и ситуации, связанные с ростом расходов, опережающим рост доходов (п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков). Налоговики сравнят особенности роста расходов и доходов от реализации по сведениям налоговой и бухгалтерской отчетности. К данному критерию имеют отношение и ситуации, когда доходы уменьшаются быстрее, чем расходы, или если доходы уменьшаются, а расходы растут. Данный критерий актуален по отношению к плательщикам налога на прибыль.
Работа в убыток, которая тянется в ходе двух и более лет (п. 2 Общедоступных критериев оценки рисков). Инспекторы обратят внимание на убыток в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Критерии проверок, применяемые в отношении ИП
Ситуация довольно простая, используется только один критерий: приближение суммы профессионального вычета по НДФЛ к годовому доходу (п. 7 Общедоступных критериев оценки рисков).
Инспекторы обращаются к этому критерию, если сумма данного вычета составит более 83% от дохода, полученного предпринимателем за год.