Внесудебные споры с участием налоговых органов вправе начинать как физические, так и юридические лица. Процедура в обоих случаях сводится к обжалованию составленных актов, действий или бездействия сотрудников данной структуры путем обращения к вышестоящему налоговому органу (должностному лицу).
Обжалование действий налогового органа во внесудебном порядке (общие положения)
Споры с участием налоговиков классифицируются по нескольким категориям:
- инициирующей стороне;
- содержанию требований;
- предмету спора;
- порядку рассмотрения;
- подведомственности.
Решение споров предусматривает направление письменной жалобы в адрес вышестоящего налогового органа (должностного лица). Предметом возражений является нарушение прав заявителя, которое произошло в результате:
- принятия какого-либо решения налоговиками;
- деяний должностных лиц рассматриваемой структуры.
Преимуществами не связанного с судом способа решения спора являются:
- простота процедуры;
- скорость рассмотрения вопроса;
- отсутствие пошлины.
Порядок предъявления жалобы
Рассмотрим 2 основных способа обжалования решений и действий налоговиков. Они отличаются друг от друга тем, что в одном случае обжалуются деяния и решения налоговиков, принятые в порядке НК РФ, во втором — административные постановления, принятые в порядке, установленном КоАП РФ.
Первый способ предусмотрен НК РФ. Согласно п. 2 ст. 139 НК, чтобы начать спор с налоговиками, нужно в течение 12 месяцев с того момента, когда заявитель узнал, что нарушены его права, составить письменную жалобу с соблюдением определенных требований. В частности, необходимо:
- указать свои данные и данные получателя документа;
- описать предмет обжалования с обоснованием своих претензий;
- обозначить свои требования;
- указать желаемый способ получения вынесенного решения.
Документ направляется в налоговый орган, вышестоящий по отношению к тому, с которым планируется начать внесудебный спор.
Второй способ актуален, если лицо привлечено налоговиками к ответственности по КоАП РФ. В этом случае надлежит направить жалобу вышестоящему должностному лицу. Порядок обжалования определен главой 30 КоАП РФ.
Сроки, отведенные на разрешение жалобы
Если обжалуются решения налоговиков о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение по итогам проверки (в порядке, который обговорен НК РФ), то срок рассмотрения жалоб — 1 месяц, хотя может быть продлен и до 2 решением руководства. Для рассмотрения иных жалоб отведен 15-дневный срок, который можно продлить еще на столько же времени.
Если налогоплательщик не согласен с постановлением по делу об административном правонарушении, жалоба разбирается в течение 10 дней с момента ее получения органом либо лицом, уполномоченным ее рассматривать (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Заявитель будет уведомлен о принятом решении путем направления по почте не позднее чем через 3 дня после его вынесения (ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ).
***
Таким образом, инициирование спора во внесудебном порядке предполагает достаточно оперативное его решение без необходимости обращения в суд. Если заявителя не устраивает результат, он вправе обратиться в судебные инстанции для повторного рассмотрения своего вопроса.