Согласно данным с сайта ГУ МВД РФ по г. Москве, в криминальных схемах широко используются голосовые роботы, которые совершают автоматизированные массовые обзвоны клиентов банков и других финансовых организаций. Тексты сообщений, которые зачитывает робот, могут быть составленными таким образом, чтобы вызвать максимальное доверие. Таким образом злоумышленники стремятся получить информацию, что даст возможность совершать операции в онлайн-банке клиента.
Стратегия обмана может выглядеть следующим образом:
- гражданину поступает звонок, якобы от банковского робота-помощника, а в нём сообщается о том, что совершаются «подозрительные операции» от его имени;
- обычно упоминается личный кабинет клиента банка, а речь ведут о переводе денежных средств, попытках получения кредита, смене телефонного номера, который связан с личным кабинетом, и подобных операциях;
- злоумышленники в тональном режиме запрашивают подтверждения операции;
- в случае отказа происходит перевод разговора на ложного сотрудника службы безопасности банка, который стремится получить данные лица, используя при этом различные хитрости.
Силовики напоминают, что:
- сотрудники банков и их помощники роботы не звонят клиентам-гражданам;
- не существует никаких резервных счетов;
- если речь заходит о том, что что-то неприятное случилось с родственником, то необходимо перезвонить по его номеру лично;
- полиция, прокуратура и ФСБ не просят граждан принимать участие в специальных операциях.
Отметим, что основным психологическим свойством, которое позволяет мошенникам манипулировать людьми, является готовность граждан отвечать на все вопросы, которые им задаются. Особенно сильно она сказывается, когда гражданин встречается с должностным лицом. Даже в том случае, если лично человек собеседника не видит и сам с ним общаться не планировал.
На самом деле не существует никаких оснований для того, чтобы не только передавать неизвестным свои личные данные, но и вообще вступать с ними в общение по телефону. При этом их должности не играют никакой роли.
Граждане не обязаны отвечать на любые вопросы, которые задаются им по телефону, и не должны предоставлять какие-либо сведения.